Найти в Дзене
За чашкой чая

Свастики над дверью - это уже перебор! Почему не каждому понравится гостить у тибетцев

"Я на ночь ухожу, у нас женское собрание. Дверь за мной закройте, но не на засов, вон той канистрой с водой подоприте!" - сказала нам на ломаном английском хозяйка деревенского домика, в котором мы остановились на ночлег в горах Северной Индии, и ушла в темноту ночи. Можно было бы только удивляться уровню доверия к туристам, которое проявляет эта добрая женщина, оставляя незнакомых людей одних в доме. Однако вместе с наличием странных символов на стенах нашей комнаты, уход хозяйки по темноте в моей голове приобрел совсем иной, более мистический окрас... В очень удивительный поход нам довелось сходить в своей последней поездке по Индии: пять дней в горном регионе на севере страны, по долине реки Марха на высоте около 3700 метров над уровнем моря, с самой высокой точкой маршрута, возвышающейся аж на 5200 метров. Фантастической красоты места! О местной природе и особенностях самого похода я расскажу в другой раз, а сегодня темой будут странности и своеобразие местного гостеприимства и нек

"Я на ночь ухожу, у нас женское собрание. Дверь за мной закройте, но не на засов, вон той канистрой с водой подоприте!" - сказала нам на ломаном английском хозяйка деревенского домика, в котором мы остановились на ночлег в горах Северной Индии, и ушла в темноту ночи.

Можно было бы только удивляться уровню доверия к туристам, которое проявляет эта добрая женщина, оставляя незнакомых людей одних в доме. Однако вместе с наличием странных символов на стенах нашей комнаты, уход хозяйки по темноте в моей голове приобрел совсем иной, более мистический окрас...

Пора в поход!
Пора в поход!

В очень удивительный поход нам довелось сходить в своей последней поездке по Индии: пять дней в горном регионе на севере страны, по долине реки Марха на высоте около 3700 метров над уровнем моря, с самой высокой точкой маршрута, возвышающейся аж на 5200 метров.

Фантастической красоты места! О местной природе и особенностях самого похода я расскажу в другой раз, а сегодня темой будут странности и своеобразие местного гостеприимства и некоторые мистические сюрпризы.

Немного видов из похода
Немного видов из похода

Особенность маршрута по долине реки Марха заключается в том, что его можно пройти и с палатками, и без.

Мне лично брать в аренду снаряжение плюс нести килограммы еды в рюкзаках не очень хотелось. Да и, признаться честно, в полностью автономных походах в горы у меня практически нулевой опыт, а в этот раз я еще и шел не один, а с Андреа, поэтому тут месту для риска не было.

Благо, маршрут предполагает альтернативный и, как оказалось позже, просто фантастический вариант ночлега и питания – "в гостях у местных".

Маршруты с размещением в гостевых домиках зовутся «Ти Хаус трек» или маршрут с чайными домиками.

Собственно, когда мы ходили по Непалу, мы тоже прибегали к услугам этих самых чайных гостевых домиков, вот только в Индии это оказалось куда интереснее, чем в Непале. Почему?

Потому что в Непале, в частности, вокруг массива Аннапурна, эти гостиницы - место сезонной работы местных. Люди туда приезжают работать на три-четыре месяца в туристический пик, а потом все эти домики запечатывают.

В Индии же история совсем другая – здесь ты останавливаешься именно в домах местных жителей, в которых они живут круглый год, а значит есть возможность воочию увидеть их необыкновенный быт. А необыкновенного здесь было действительно много.

Типичные строения вдоль маршрута. Это вроде как загон для скота, но жилые дома не сильно отличаются
Типичные строения вдоль маршрута. Это вроде как загон для скота, но жилые дома не сильно отличаются

Обычно в деревушках, разбросанных на расстоянии 5 – 10 километров друг от друга, было не более двадцати домов, а чаще и того меньше. В начале маршрута, поближе к цивилизации, можно было еще встретить жилье с разными "излишествами" вроде теплого душа, но чем дальше в лес, тем проще быт. Дороги-то тут нет, только тропка для туристов и вьючных животных.

Дома простые. Удобства обычно на улице, и то в виде ямы в полу, окруженной четырьмя стенами.

Туалет класса люкс - дальше было только хуже
Туалет класса люкс - дальше было только хуже

Когда мы остановились на первый ночлег на маршруте, хозяйка дома, женщина в возрасте лет 45,сразу показала нам комнату – минимальные удобства, если не сказать, что полное их отсутствие. Пара матрасов, четыре одеяла, тумбочка и розетка для подзарядки гаджетов. По минимуму, но самое необходимое есть. И вроде как все уютно и дружелюбно.

Однако стоило нам разложить свои скромные походные пожитки и закрыть изнутри дверь в нашу комнату, как в глаза сразу бросилось странное. Над дверью то ли парафином, то ли пластилином были нарисованы три свастики.

Меня слегка передернуло. Как будто-то кресты, чтобы бесы не вышли из помещения.

-5

На востоке у этих символов есть множество различных смыслов. И понятное дело, что с третьим рейхом у них нет никакой связи, однако согласитесь, для обычных туристов, вроде нас с Андреа, такое зрелище может показаться странным.

В буддизме различные вариации свастики можно увидеть и на храмах, и на статуях Будды, поэтому мне бы, конечно, и не стоило удивляться, однако такое вот кустарное изображение их над дверью спальни почему-то натолкнуло меня на мысли о фильмах вроде "Вия" и "Омена", гда с помощью мистических знаков злые силы запечатывались или же ограничивались в перемещениях. И как в итоге выяснилось, мои мысли были не далеки от правды. Но обо всем по порядку.

В течение дня я украдкой проверял наличие подобных символов в других частях дома, и нашел еще три на главном входе в дом. Больше их нигде не было - ни в гостиной, ни в кухне.

Любопытно, согласитесь?

Но давайте я добавлю еще немного деталей, которые сделают картину еще более яркой и для некоторых даже ужасающей.

Скромный интерьер комнаты для гостей
Скромный интерьер комнаты для гостей

Кого, если рассуждать на общенациональном уровне, может кидать в дрожь или в праведный гнев при виде данного символа сильнее, чем россиян? Конечно же евреев!

А теперь представьте: за пять дней на маршруте мы перезнакомились практически со всеми людьми, которые вышли в одно с нами время. Кого-то встречали в гостевых домиках, кого-то во время привалов, кого-то просто когда останавливались полюбоваться особенно красивыми местами. Так вот, уверенно могу сказать, что минимум 60 процентов людей, которые выходили на маршрут в одно с нами время, - это израильская молодежь!

Ребята путешествуют обычно большими группами, для безопасности. И этот регион Индии ими вообще облюбован. По большей части, как мне потом рассказали местные, это вызвано широкой доступностью какого-то местного, "особо прущего" вида дурман-травы. И поверьте мне, израильская молодежь сейчас тем и знаменита, что они приезжают ордами, оккупируют целые поселения и занимаются исключительно растабачиванием запрещенки. Однако об этом подробнее расскажу в будущих статьях, сейчас просто упомянул, чтобы обрисовать контингент в походе.

Хозяйская часть дома
Хозяйская часть дома

Так вот, представьте теперь себе типичных израильских подростков, которые только отслужили в армии, совсем недавно покинули тинейджерство и, мало зная об особенностях местной культуры и тем более ее символах, приходят селиться в горных домиках у местного населения и обнаруживают над своей дверью столь ужасные для них знаки – совершенно точно холодок по коже пробегает! А особо впечатлительным совершенно точно спится не очень комфортно. А еще учтите, что в горах-то интернета нет, и гугл не спросишь, зачем и почему.

Столовый зал для гостей
Столовый зал для гостей

После похода я решил побольше разузнать об этом вопросе. Регион, где мы были, расположен очень близко к Тибету. Культуры их схожи, и покопавшись в информации о тибетских традициях, я нашел три возможных смысла.

Свастика в Тибете называется "юнгдруг", она может являться символом благополучия, счастья и процветания. В таком понимании размещение сразу трех символов может усилить эффект, притягивая все больше удачи, но как я почитал, располагают такие символы обычно прямо над входом в дом, что логично. Если притягивать удачу, то явно на весь дом, а не только в спальню для гостей.

В более религиозном значении тибетский буддизм свастику связывается с колесом Дхармы, указывающей на правильность пути и истинность учения Будды. В таком понимании свастика символизирует собой продолжение Дхармы и ее распространение. Три изображения могут символизировать тройственность пути тела, речи и ума, которые в буддизме необходимо очищать для достижения просветления. Однако нюанс: движение свастики, которое указывается ее лучами, в таком случае должно быть направлено в другую сторону.

Странный подвал на заднем дворе добавлял мистицизма
Странный подвал на заднем дворе добавлял мистицизма

Ну а третий вариант, который я смог найти, покопавшись в источниках о значении символа в тибетской культуре, очень доже подходит.

Защита от злых духов! Поскольку, понятное дело, считается, что через дверь в дом могут проникать как добрые, так и злые силы, в традициях Тибета существует обычай размещать юнгдруг для защиты. В таком случае ее обычно помещаются снаружи дома, над главным входом. Или в нашем случае, когда злых духов уже впустили, можно повесить внутри комнаты, чтобы не вылезли.

И тут все встало на свои места. Гостеприимство гостеприимством, а от зла, которое могли принести жители бездуховного запада, дом нужно оградить!

Вот такое любопытное наблюдение. Кстати, дальше подобный символ мы встречали в каждом из домов, где нам доводилось останавливаться. Конечно, они удивляли не только этим, но об остальном я расскажу в следующих статьях. Обязательно подписывайтесь, чтобы не пропустить!