"Я на ночь ухожу, у нас женское собрание. Дверь за мной закройте, но не на засов, вон той канистрой с водой подоприте!" - сказала нам на ломаном английском хозяйка деревенского домика, в котором мы остановились на ночлег в горах Северной Индии, и ушла в темноту ночи.
Можно было бы только удивляться уровню доверия к туристам, которое проявляет эта добрая женщина, оставляя незнакомых людей одних в доме. Однако вместе с наличием странных символов на стенах нашей комнаты, уход хозяйки по темноте в моей голове приобрел совсем иной, более мистический окрас...
В очень удивительный поход нам довелось сходить в своей последней поездке по Индии: пять дней в горном регионе на севере страны, по долине реки Марха на высоте около 3700 метров над уровнем моря, с самой высокой точкой маршрута, возвышающейся аж на 5200 метров.
Фантастической красоты места! О местной природе и особенностях самого похода я расскажу в другой раз, а сегодня темой будут странности и своеобразие местного гостеприимства и некоторые мистические сюрпризы.
Особенность маршрута по долине реки Марха заключается в том, что его можно пройти и с палатками, и без.
Мне лично брать в аренду снаряжение плюс нести килограммы еды в рюкзаках не очень хотелось. Да и, признаться честно, в полностью автономных походах в горы у меня практически нулевой опыт, а в этот раз я еще и шел не один, а с Андреа, поэтому тут месту для риска не было.
Благо, маршрут предполагает альтернативный и, как оказалось позже, просто фантастический вариант ночлега и питания – "в гостях у местных".
Маршруты с размещением в гостевых домиках зовутся «Ти Хаус трек» или маршрут с чайными домиками.
Собственно, когда мы ходили по Непалу, мы тоже прибегали к услугам этих самых чайных гостевых домиков, вот только в Индии это оказалось куда интереснее, чем в Непале. Почему?
Потому что в Непале, в частности, вокруг массива Аннапурна, эти гостиницы - место сезонной работы местных. Люди туда приезжают работать на три-четыре месяца в туристический пик, а потом все эти домики запечатывают.
В Индии же история совсем другая – здесь ты останавливаешься именно в домах местных жителей, в которых они живут круглый год, а значит есть возможность воочию увидеть их необыкновенный быт. А необыкновенного здесь было действительно много.
Обычно в деревушках, разбросанных на расстоянии 5 – 10 километров друг от друга, было не более двадцати домов, а чаще и того меньше. В начале маршрута, поближе к цивилизации, можно было еще встретить жилье с разными "излишествами" вроде теплого душа, но чем дальше в лес, тем проще быт. Дороги-то тут нет, только тропка для туристов и вьючных животных.
Дома простые. Удобства обычно на улице, и то в виде ямы в полу, окруженной четырьмя стенами.
Когда мы остановились на первый ночлег на маршруте, хозяйка дома, женщина в возрасте лет 45,сразу показала нам комнату – минимальные удобства, если не сказать, что полное их отсутствие. Пара матрасов, четыре одеяла, тумбочка и розетка для подзарядки гаджетов. По минимуму, но самое необходимое есть. И вроде как все уютно и дружелюбно.
Однако стоило нам разложить свои скромные походные пожитки и закрыть изнутри дверь в нашу комнату, как в глаза сразу бросилось странное. Над дверью то ли парафином, то ли пластилином были нарисованы три свастики.
Меня слегка передернуло. Как будто-то кресты, чтобы бесы не вышли из помещения.
На востоке у этих символов есть множество различных смыслов. И понятное дело, что с третьим рейхом у них нет никакой связи, однако согласитесь, для обычных туристов, вроде нас с Андреа, такое зрелище может показаться странным.
В буддизме различные вариации свастики можно увидеть и на храмах, и на статуях Будды, поэтому мне бы, конечно, и не стоило удивляться, однако такое вот кустарное изображение их над дверью спальни почему-то натолкнуло меня на мысли о фильмах вроде "Вия" и "Омена", гда с помощью мистических знаков злые силы запечатывались или же ограничивались в перемещениях. И как в итоге выяснилось, мои мысли были не далеки от правды. Но обо всем по порядку.
В течение дня я украдкой проверял наличие подобных символов в других частях дома, и нашел еще три на главном входе в дом. Больше их нигде не было - ни в гостиной, ни в кухне.
Любопытно, согласитесь?
Но давайте я добавлю еще немного деталей, которые сделают картину еще более яркой и для некоторых даже ужасающей.
Кого, если рассуждать на общенациональном уровне, может кидать в дрожь или в праведный гнев при виде данного символа сильнее, чем россиян? Конечно же евреев!
А теперь представьте: за пять дней на маршруте мы перезнакомились практически со всеми людьми, которые вышли в одно с нами время. Кого-то встречали в гостевых домиках, кого-то во время привалов, кого-то просто когда останавливались полюбоваться особенно красивыми местами. Так вот, уверенно могу сказать, что минимум 60 процентов людей, которые выходили на маршрут в одно с нами время, - это израильская молодежь!
Ребята путешествуют обычно большими группами, для безопасности. И этот регион Индии ими вообще облюбован. По большей части, как мне потом рассказали местные, это вызвано широкой доступностью какого-то местного, "особо прущего" вида дурман-травы. И поверьте мне, израильская молодежь сейчас тем и знаменита, что они приезжают ордами, оккупируют целые поселения и занимаются исключительно растабачиванием запрещенки. Однако об этом подробнее расскажу в будущих статьях, сейчас просто упомянул, чтобы обрисовать контингент в походе.
Так вот, представьте теперь себе типичных израильских подростков, которые только отслужили в армии, совсем недавно покинули тинейджерство и, мало зная об особенностях местной культуры и тем более ее символах, приходят селиться в горных домиках у местного населения и обнаруживают над своей дверью столь ужасные для них знаки – совершенно точно холодок по коже пробегает! А особо впечатлительным совершенно точно спится не очень комфортно. А еще учтите, что в горах-то интернета нет, и гугл не спросишь, зачем и почему.
После похода я решил побольше разузнать об этом вопросе. Регион, где мы были, расположен очень близко к Тибету. Культуры их схожи, и покопавшись в информации о тибетских традициях, я нашел три возможных смысла.
Свастика в Тибете называется "юнгдруг", она может являться символом благополучия, счастья и процветания. В таком понимании размещение сразу трех символов может усилить эффект, притягивая все больше удачи, но как я почитал, располагают такие символы обычно прямо над входом в дом, что логично. Если притягивать удачу, то явно на весь дом, а не только в спальню для гостей.
В более религиозном значении тибетский буддизм свастику связывается с колесом Дхармы, указывающей на правильность пути и истинность учения Будды. В таком понимании свастика символизирует собой продолжение Дхармы и ее распространение. Три изображения могут символизировать тройственность пути тела, речи и ума, которые в буддизме необходимо очищать для достижения просветления. Однако нюанс: движение свастики, которое указывается ее лучами, в таком случае должно быть направлено в другую сторону.
Ну а третий вариант, который я смог найти, покопавшись в источниках о значении символа в тибетской культуре, очень доже подходит.
Защита от злых духов! Поскольку, понятное дело, считается, что через дверь в дом могут проникать как добрые, так и злые силы, в традициях Тибета существует обычай размещать юнгдруг для защиты. В таком случае ее обычно помещаются снаружи дома, над главным входом. Или в нашем случае, когда злых духов уже впустили, можно повесить внутри комнаты, чтобы не вылезли.
И тут все встало на свои места. Гостеприимство гостеприимством, а от зла, которое могли принести жители бездуховного запада, дом нужно оградить!
Вот такое любопытное наблюдение. Кстати, дальше подобный символ мы встречали в каждом из домов, где нам доводилось останавливаться. Конечно, они удивляли не только этим, но об остальном я расскажу в следующих статьях. Обязательно подписывайтесь, чтобы не пропустить!