Найти тему
Сайт психологов b17.ru

«Смотри, птичка!» и ещё 100 способов, как убедить ребёнка, что ему не больно.

Эмоциональный интеллект требует такого же развития, как интеллект мыслительный. Согласны с этим?

Только вот писать и считать в детстве нас учат дотошно, но распознавать эмоции (да и вообще их испытывать) не учат. А порой даже запрещают, что не может не вводить в ступор и расстраивать.

Вот пытается малыш положить свой кубик в отверстие.

Ему трудно, он старается, но кубик предательски не умещается. И малыш расстраивается, плачет. Он хотел другого, у него была цель. Но ему не хватило навыков. Цель не достигнута, время потрачено. Это грустно, обидно и бесит.

И это нормально. Так и должно быть.

Но здесь вмешивается взрослый: «не плачь, успокойся, вот тебе конфета, там, смотри, птичка, и ещё давай хвост кошке крутить!». Малыш сразу же прекращает плакать и меняется в настроении. Он уже доедает конфету и готов крутить кошке хвост. Ему это нравится, он испытывает интерес, радость, возбуждение. И это нормально. Так и должно быть.

Только это два разных события, внутри которых есть и должны быть разные эмоции! В самой эмоции ничего плохого нет! Плохим является событие, из-за которого возникает «отрицательная» эмоция. Эмоция - это следствие события. И она должна быть, чтобы человек мог сформировать своё отношение к событию и предпринять необходимые действия.

Иначе говоря, если вы не почувствуете, что не достигнуть цели - это обидно, то что вас будет двигать к целям? Все равно что если вы дотронетесь до горячего чайника и не почувствуете боли, что вас убережёт от ожогов?

В примере выше взрослый прерывает эмоцию ребёнка и переключает его внимание на новые события, вызывающее новые эмоции. Таким образом ребёнок не прожил свою (НОРМАЛЬНУЮ) досаду, не понял ее, не уловил причину и следствие и не сделал выводы.

Да, именно столько мыслительных операций предполагает анализ эмоции. А как его сделать, если саму эмоцию перервали, тем самым невербально запретив ее?

Именно так дети получают фильтр на эмоции и в последствии испытывают затруднения с проявлением эмоций.

А значит и с проявлением себя.

Автор: Гуртикова Юлия Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru