Собираясь достойно проводить стремительного убегающую от нас золотую осень, мы резонно предположили, что в Павловске и Пушкине, куда мы собирались изначально, будет много народу. В прошлом году например, уезжая оттуда на выходных, даже просто войти в электричку было проблемно. Поэтому с моей подачи - вечно мне неймётся, было принято решение "вдарить" велопробегом по малоизвестным для широких слоёв публики дворцово-парковым ансамблям южного побережья Финского Залива.
Первым в очереди на посещение у нас значился Михайловский дворец - место, в народе больше известное как Михайловская дача. Последний раз мы побывали там в январе 2023 года.
Высадившись вместе с великами на станции Стрельна(потому что на платформе Михайловская дача "ласточка" не останавливается) прямо по Санкт-Петербургскому проспекту мы очень быстро добрались до дворцового парка. Здесь действительно царила золотая осень: все кругом - тропинки, ветви деревьев было ослепительно жёлтого цвета.
Сам дворец, некогда принадлежавший потомкам Великого князя Михаила Николаевича(четвёртого сына императора Николая I) находится в очень плохом состоянии. И раньше было видно, что всё потихоньку разваливается, но сейчас...
Некогда красивое здание медленно, но верно превращается в руины, без соответствующего ухода и присмотра становясь жертвой безжалостного времени и вандалов. Когда мы здесь гуляли в прошлый раз, то было заметно присутствие охраны c громко лающими собаками. На данный момент двери в подвал и с парадного входа выломаны: как говорится, "заходи не бойся, выходи - не плачь". Да, именно так. Внутри царит полный разгром, стены комнат разрисованы граффити, стёкла в большинстве окон выбиты. Ириша сказала, что при взгляде на всё это действительно хочется плакать.
В общем, что будет дальше с дворцом, мы не знаем. Будем надеяться на лучшее, потому что соседние строения, переданные на баланс университета, активно реставрируют. Впрочем, так же было и в прошлом году.
К слову, во время войны усадьба сильно пострадала, но была передана Кировскому заводу и отреставрирована по проекту архитектора М. И. Толстого. До перестроечной разрухи здесь размещался пансионат «Красные Зори». Так что, как показывает история, при желании всё можно восстановить.
Когда-то давным-давно дворец и парк выглядели так...
Покинув это печальное место, куда сейчас энтузиасты активно водят экскурсии, мы направились в сторону усадьбы Знаменская (Знаменка). Расстояние между ней и Михайловкой небольшое, тем более для велосипедиста, но, чтобы вокруг было поживописней и поменьше людей, мы свернули с Нижней дороги к берегу и покатили по проходящей вдоль него тропе. Надо сказать, что южное побережье Финского Залива в этих местах сильно отличается от северного: от воды нас отделяла сплошная стена высокого тростника. Тем не менее, на пригорках с седла велосипеда открывались неплохие виды на Лахту и Вантовый мост.
У дома водокачальни мы отвернули налево и спустя пять минут, въехав в проём в непонятно зачем установленном заборе и поднявшись в горку, увидели громадный Знаменский дворец. Что сильно порадовало - по сравнению с Михайловкой он неплохо выглядит, хотя, понятное дело, краска местами облезает, штукатурка обваливается и т п.
Но издали в ярких красках оcени он по-прежнему смотрится очень представительно и по-великокняжески аристократично.
Причём на территории усадьбы есть и другие интересные строения: бывший смотрительский дом, Церковь святых апостолов Петра и Павла... По парковой зоне, как и положено, гуляет народ. Мы тоже сделали кружок вокруг дворца и, конечно же, сфотографировались на память.
После чего неспешно направились к конечной точке нашего путешествия - дворцу Бельведер, на пути к которому нам пришлось проехать мимо сверхпопулярных и медийно раскрученных парков Александрии и Петергофа. Насколько мы могли наблюдать, народу там было...
На перекрестке Санкт-Петербургского проспекта и Фабричной улицы мы свернули налево к Английскому пруду. В местной парковой зоне тоже было неплохо, но, к сожалению, все исторические строения в оказались в полностью разрушенном состоянии. От Английского дворца фактически остались только горка, несколько больших камней и памятная табличка.
Проехав мимо прудов, пересекли железную дорогу и очутились в парке Заячий ремиз. Не знаю, как тут обстоит или когда-то обстояло дело с зайцами, но местные коты очень дружелюбны. Проезжая частный сектор и остановившись подождать слегка отставшую Иришу, я стал объектом внимания до невозможности человекоориентированного рыжего котяры, который сначала тёрся вокруг ног, а потом, признав во мне "своего", внезапно запрыгнул на дорожную сумку, настойчиво требуя, чтобы ему продолжали чесать за ушком.
Немного позже, почти наудачу - по сомнительного качества тропинке, мы внезапно вышли к прудам и Розому павильону(сейчас тоже представляющего собой кучу битого кирпича). Тем не менее, всё вокруг радовало глаз: главные дорожки - чистые и аккуратные, берега прудов выложены камнями. Видно, что территория постепенно приводится в порядок.
Окинув вглядом щедро украшенное природой новоявленное великолепие, по прибрежной тропке мы двинулись вдоль Самсоновского бассейна(который позже переходит в Старопетергофский канал).
И далее, снова по непонятным тропинкам(лошади замесили их не хуже квадроциклов), через перелесок нам удалось добраться до Бибигонского холма с расположенным на нём дворцом Бельведер.
Интересно, что дворец был построен в середине XIX века по указу императора Николая I, якобы собственноручно сделавшего его эскиз, который придворный архитектор Андрей Штакеншнейдер воплотил в жизнь. К сожалению, строительство завершалось уже после смерти Николая в 1856 году. Позднее Бельведер использовался как загородный дом при выездах на охоту, здесь любвеобильный Александр II встречался с Екатериной Долгоруковой, родившей ему четырёх детей(!). В общем, место романтическое во всех смыслах. Бывал здесь по приглашению императора и знаменитый французский писатель Александр Дюма.
Дворец в свои лучшие времена...
До нашего времени Бельведер неплохо сохранился, но многочисленные скульптуры, включая коней Клодта, оказались безвозвратно утрачены.
Вообще, Бельведер в переводе с итальянского означает "прекрасный вид". Картины отсюда и вправду открываются впечатляющие: на водную гладь Бибигонского пруда и близлежашие деревни. Если верить интернету, то они были названы по именам детей Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
Немного отдохнув, уже в наступающих сумерках мы выдвинулись к станции Старый Петергоф, дорога к которой заняла минут сорок. Оттуда ближайшая электричка благополучно увезла нас в Питер, вместе с воспоминаниями о местах, которые даже несмотря на печать полузаброшенности и запустения, до сих пор сохраняют ореол романтизма и отблески былого великолепия.
Поддержать автора (на ж/д билеты и развитие краеведческого проекта)
5469 5500 7515 6171 (Сбербанк, Морозов Игорь Борисович)
Впереди новые поездки и путешествия!