Найти в Дзене

Проект демо-версии ЕГЭ по русскому готов к подписанию. Р.Дощинский дал интервью

Как и в прошлом году, ФИПИ перед подписанием демо-версии выкатил онлайн-пояснения от всех руководителей комиссий по разработке КИМов, и что же интересного нам рассказал Роман Анатольевич. Бόльшую часть своего пояснения будущего экзамена он посвятил, конечно, 27 заданию. Так как формат немного изменился, все слегка занервничали, однако всё, что мы делали до версии 2025 года, то, по сути, и продолжаем делать: комментируем теперь не проблему, а авторскую позицию, но разницы практически никакой. Так же нужно привести два примера, так же их пояснить. Что важного нужно отметить: Разумеется, детальный разбор сочинения мы увидим только в методических рекомендациях к проверке, и выйдут они не раньше января 2025 года - прямо на днях началась учёба проверяющих экспертов, потом надо будет всё суммировать-проанализировать, и только после этого мы увидим итоговый документ. Имхо, поздновато, но ничего не поделаешь. Пояснение Дощинским 22 задания нового формата ничего нового публике в моем лице не от

Как и в прошлом году, ФИПИ перед подписанием демо-версии выкатил онлайн-пояснения от всех руководителей комиссий по разработке КИМов, и что же интересного нам рассказал Роман Анатольевич.

Ссылка на трансляцию в комментарии
Ссылка на трансляцию в комментарии

Бόльшую часть своего пояснения будущего экзамена он посвятил, конечно, 27 заданию. Так как формат немного изменился, все слегка занервничали, однако всё, что мы делали до версии 2025 года, то, по сути, и продолжаем делать: комментируем теперь не проблему, а авторскую позицию, но разницы практически никакой. Так же нужно привести два примера, так же их пояснить.

Что важного нужно отметить:

  • к одинаковым текстам будут сформулированы разные проблемы. То есть Маша получит один вопрос к тексту, Даша - другой. Понятно, что общее содержание сочинений по разным вопросам будет различаться. Насколько кому повезет, вопрос открытый. Кому-то обязательно повезет больше: пока плохо представляю, что по одному тексту могут быть сформулированы равновесные вопросы, какой-то в любом случае окажется труднее, какой-то легче для постановки АП и её раскрытия. Формат новый, должен показать себя на живых выпускниках (какой вопрос "зашёл", какой нет), и в подобных ситуациях вопрос везения вообще ни разу не праздный.
  • В этом году в формулировку задания введено указание на то, что за несамостоятельный текст будет выставляться 0 баллов, и ФИПИ сейчас определяется с процентом несамостоятельности. Ясно, откуда у этого нововведения ноги растут: тексты повторяются, а выпускники проносят на экзамен телефоны и катают из них всё подряд с отчаянием обречённых. Скорее всего, ФИПИ помножит милосердие на справедливость, и ноль будет ставится ± от 75% переписанного текста. Важно, что несамостоятельностью также будет считаться перебор с клише.
  • Абстрактный пример в обосновании ("Я тоже люблю мороженое и довольно часто его ем...") будет оценен одним баллом. Для двух баллов нужна конкретика ("Вчера я купил шоколадное мороженое с фисташковой крошкой и съел его вместе с обёрткой..."). Это не ново, однако Дощинский ещё раз подчеркнул, что иллюстративный пример не должен повисать в воздухе: эксперт должен увидеть, с какой целью приведена иллюстрация. Я, например, всегда требую от выпускников заканчивать пример микровыводом ("Счастливое детство - это возможность летним днём съесть два кило вологодского мороженого").
  • Формат сочинения остается свободным: можно начать с комментария, после него - дать АП и т.п. Не думаю, что смена этапов разумна: можно смешать прошлый формат с нынешним, и проверяющий эксперт не найдет в сочинении логики нужных ему частей. Хотя, конечно, если выпускник весь год пишет части сочинения в определенном порядке, то так тому и быть на экзамене.

Разумеется, детальный разбор сочинения мы увидим только в методических рекомендациях к проверке, и выйдут они не раньше января 2025 года - прямо на днях началась учёба проверяющих экспертов, потом надо будет всё суммировать-проанализировать, и только после этого мы увидим итоговый документ. Имхо, поздновато, но ничего не поделаешь.

Пояснение Дощинским 22 задания нового формата ничего нового публике в моем лице не открыла, вся информация есть в кодификаторе. Будет использоваться 23 термина, они перечислены в фонетических, лексических и синтаксических средствах выразительности. Подчеркнём, что сравнение как выразительное средство может быть представлено не только сравнительным оборотом или придаточным сравнительным, но и т.н. творительным сравнения (метнулся кабанчиком).

Метонимия, аллитерация, ассонанс будут в примерах промаркированы. Другие выразительные средства - по мере необходимости. И в этих тестах, разумеется, всё сделано по заветам ФИПИ. Стараемся не отставать :)