Найти в Дзене

Людовик Гиеньский, маленький принц Столетней войны (ч.81) Как самоуверенность и бахвальство могут стать трагической страницей истории страны

Итак, Генрих Английский, не дождавшись ответа на свой безумный вызов на поединок дофину, на кону которого стояли два королевства, решил вернуться обратно домой, оставив гарнизон во взятом Арфлере. Однако захватчикам противостояли не только французы, но и сама природа - при помощи разлившейся реки Соммы. Момент в истории был довольно напряженный и ситуация могла обернуться по-разному. Послушаем же Зои Лионидас, как она развернулась на самом деле.

Упрямый английский король продолжал гнать свое воинство, постепенно терявшее раненых и больных, далее по течению реки, приказывая постоянно мерять глубину – покуда, наконец, ему не улыбнулась удача. Неизвестно, самим ли англичанам удалось обнаружить неизвестный никому кроме здешнего населения брод в окрестностях Бетанкура, или им помог кто-то из крестьян – запуганный или соблазнившийся на деньги.

Но так, или иначе, дело было сделано, и англичане оказались на другом берегу Соммы, откуда открывалась прямая дорога на Кале. Впрочем, коннетабль д’Альбре, уязвленный в своем самолюбии тем, что не сумел помочь осажденному гарнизону крепости Арфлер, упорно продолжал преследование, и отступавших англичан нагнал его герольд с высокопарным посланием, в котором им предлагалось сражение «в любом удобном для них месте, в столь же удобный для них час». Генрих с достаточной резкостью ответил посланцу, что необходимости в подобных реверансах нет, и не пожелал дать противнику никакого иного ответа.

Арфлер. Иллюстрация любезно подобрана постоянной читательницей канала
Арфлер. Иллюстрация любезно подобрана постоянной читательницей канала

Преследование продолжалось, англичане силились уйти, французы – нагнать и навязать им сражение, покуда дело не завершилось тем, что возле небольшого, и вплоть до того времени никому неизвестного французского городка, английская армия вынуждена была остановиться, т.к. дорогу им перекрывали французские отряды. Надо сказать, что в этот момент даже Генрих, прежде никогда не испытывавший страха, почувствовал себя крысой, загнанной в крысоловку. Даром он предлагал д’Альбре пропустить его людей с миром, предлагая в обмен всю захваченную добычу и ключи от крепости Арфлер. Гордый тем, что его план благополучно шел к концу, коннетабль отверг все предложения.

Отныне англичанам оставалось только дорого продать свою жизнь, а имени заштатного провинциального городка предстояло навеки остаться в истории – Азенкур!

Надо сказать, что коннетабль, а также арманьякские принцы, поспешно подтягивавшие свои отряды к основному воинству, чтобы принять участие в «медвежьей травле», ни секунду не сомневались в победе, французское воинство в разы превосходило числом противника – измотанного долгим переходом, деморализованного тем, кто оказалось в ловушке! Впрочем, практичный коннетабль, оставшись один в своем шатре, также засиделся до поздней ночи, набрасывая план будущего сражения. Он собирался повторить фланговый обход, принесший когда-то юному Карлу VI победу при Роозбеке, впрочем, упустив одну деталь. Сейчас ему противостояли не восставшие ткачи и суконщики – а дисциплинированное и успевшее закалиться в боях английское воинство. К слову, этот план сохранился до наших дней, т.к. после боя, рукопись, истоптанную лошадиными копытами и покрытую грязью, доставили в шатер к английскому королю, а тот, в свою очередь передал ее в королевский архив, через много столетий ставший основой Британской Библиотеки.

Во французском лагере до глубокой ночи длился пир, и звучала музыка, принцы уже загодя праздновали свою завтрашнюю победу. Со стороны англичан было тихо. Генрих приказал своим людям отдохнуть и как следует выспаться в ожидании завтрашнего дня, который должен был начаться мессой, быть может, последней для многих (а то и для всех присутствовавших). Перед боем Генрих обратился к своим с короткой речью, напомнив им о чести Англии, о том, как подобает солдату вести себя в опасности.

Битва при Азенкуре. Иллюстрация любезно подобрана постоянной читательницей канала
Битва при Азенкуре. Иллюстрация любезно подобрана постоянной читательницей канала

Мы не будем описывать подробности этого боя, стоит лишь сказать, что Азенкур стал могилой для французского рыцарства, впервые, после «битвы Золотых Шпор» наглядно показав, что устаревшим методам ведения войны приходит конец. Генрих одержал самую блистательную свою победу, о которой в дальнейшем будут складывать баллады и песни, а бургундский герцог, разумно оставивший при себе единственного сына (будущего Филиппа IIIДоброго), не смог воспрепятствовать обоим своим братьям – уже знакомому нам Антуану и младшему – Филиппу, отправиться на соединение с армией д’Альбре. Оба они не возвратились с поля боя.

Специально для тех читателей, кто недавно присоединился к каналу и не читал раньше про Азенкур, я дам ниже ссылки на статьи об этой битве в других циклах. Ну а что случилось дальше в нашей истории, вы, дорогие читатели, узнаете в следующей части нашего "текстосериала", поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гуляйте по свету и по истории вместе со мной. Те же, кто лишь недавно к нам присоединился, смогут найти начало рассказа, а также другие увлекательные истории о героях XV века, здесь: