В детстве мне довольно часто делали массаж, да, называвшийся именно так. Кстати, было довольно приятно. То-то способ передвижения, о котором сейчас пойдёт речь, мне нравится намного больше того, о котором мы говорили в прошлый раз!… Итак, сегодня мы поговорим о рельсовых видах транспорта!
Я уже рассказывал, что рельсовый транспорт возник в XIX веке и даже дал толчок к росту современного туризма. Ведь по рельсам довольно удобно передвигаться на большие расстояния. Впрочем, а только ли на большие?…
Трамвай
Трамвай — самый вместительный вид транспорта на городских улицах (дальше уже начинается транспорт совсем внеуличный). Он по умолчанию вместительнее автобуса или троллейбуса, даже если вагон одиночный. А если в ходу поезда из хотя бы 2-3 таких вагонов или просторные сочленённые вагоны, то вместимость будет такой, что иногда даже метрополитен будет где-то курить в сторонке!… Это при том, что метрополитен будет стоить намного дороже трамвая по умолчанию!…
По рельсам, конечно, ездить чаще приятнее, чем по шоссейной дороге — не так напряжно, что ли… Да, трамвайные рельсы проще "больших" железнодорожных, но всё равно эффект примерно такой же. И ещё: если трамвайную линию строить сразу, то они будет стоить дешевле шоссейной дороги. Ну и так, мелочь. В прошлый раз я рассказывал, что троллейбус не заземлён, а инженеры колдуют над тем, чтобы нас не ударяло током при посадке и высадке. Так вот, здесь этой проблемы нет: трамвай заземлён через колёса и рельсы.
Себестоимость трамвайных перевозок ниже любого шоссейного транспорта, да и других видов рельсового транспорта тоже — сказываются дешевизна электроэнергии и больший срок службы. Да, любой рельсовый транспорт служит дольше шинного, да и рассчитан он на такое.
Минусы примерно такие же, как и у остального рельсового транспорта, здесь их перечислять не буду, о них в конце. Здесь лишь добавлю, что проблема, когда объезд для рельсового транспорта будет в случае проблем затруднён, у трамвая стоит чуть острее. Да, поклонники автомобиля хотят видеть рельсы закатанными в асфальт, чтобы можно было объехать свои проблемы!… Да и пересечения даже обособленного полотна на одном уровне с шоссейной дорогой способно дать такой эффект… Ну и переустройство уже готовой шоссейной дороги под трамваи будет дороже, чем построить саму шоссейную дорогу или даже трамвайную линию, если её заложить сразу.
В большинстве случаев трамвай ходит по городским маршрутам, однако есть и пригородные трамвайные маршруты (такой, например, есть между Екатеринбургом и Верхней Пышмой), и междугородние (в основном, правда, в Европе), и даже международные (например, один из трамвайных маршрутов ходит из Франции в Швейцарию)!…
Как вы заметили выше, я в этом блоке несколько предвзят… Поэтому рекомендацию я здесь давать не буду — и ежу ясно, что буду рекомендовать использовать трамвай при каждом удобном случае!…
Метрополитен
Во многих крупных городах мира есть метрополитен. Да что уж там, вы его даже в Cities: Skylines можете построить, даже в первой игре!… А уж в бывшем СССР есть такой ореол метрополитена: уже одно его наличие — символ престижа города!… Так давайте выяснять, за что! И главное, чем он нам полезен!…
Итак, задача метрополитена — перевозить большое число людей на приличные расстояния. Обычно в пределах города, к которому метрополитен и относится. Впрочем, возможно, вы пользуетесь метрополитеном для пригородных целей. Например, в Петербургском метрополитене есть такая станция "Девяткино", она в городке Мурино Ленинградской области, правда, там есть пересадочный узел с одноимённой станцией Октябрьской железной дороги. А в Московском есть станция "Мякинино", находящаяся в подмосковном Красногорске, близ "Крокуса" (а один из выходов так и вовсе ведёт в красногорский микрорайон Павшинская Пойма, правда, через мост), а "Новокосино" и "Котельники" находятся одновременно и в Москве, и в области: часть выходов "Новокосина" ведёт в Реутов, а "Котельников" — в Люберцы и, собственно, Котельники.
Одно из стандартных условий метрополитена — это его безоговорочное обособление от уличного движения. Поэтому подземные участки проще разместить под ключевыми объектами. Наземные и надземные, конечно, стоят дешевле, но их сложнее разместить. Кроме того, практикой установлено, что платформа станций метро должна быть на 1 уровне с уровнем пола вагонов, так что посадка-высадка там относительно быстрые.
Ещё один аспект — интервал движения в метро обычно не превышает 15 минут, реже пускать поезда просто нецелесообразно. Да и сами станции расставлены реже, чем остановки на земле, чтобы можно было достигать приличных по городским меркам скоростей.
Вот и перешёл я к минусам… И начну с той же скорости: из-за особенностей токосъёма в метрополитена, принятых на постсоветском пространстве (там ток не сверху, как у большинства трамвайных систем или у железной дороги), скорость может составлять не больше 80 км/ч, и за этим строго следят на уровне автоматики!!! Трамвай-то может в теории и 120 выдать — дайте ему нормальные условия, рельсы и сносную КС, и всё!… А уж про железную дорогу и её скорости я вообще молчу.
Метрополитен "скован" длиной платформы станций на линии. Это в Москве длина платформ на большинстве линий — 155-165 метров (это на 8 вагонов), и то есть Филёвская и Бутовская линии с более короткими платформами, на 6 вагонов (в случае Филёвской линии) или даже 4 (в случае Бутовской линии). А вот во многих городах СНГ платформы рассчитаны на 5 вагонов максимум, и в Алма-Ате, кстати, тоже. Да, в этих метрополитенах поезда пока из 4 вагонов, есть пространство для расширения на 1 вагон. А если пространство закончится? В Москве юго-восточная часть Таганско-Краснопресненской линии (это которая ещё на карте метро нарисована фиолетовым цветом) уже хронически не способна в утренний пик перевезти своих пассажиров давным-давно, есть даже понятие "эффект Выхино" — на этой станции метро поезда порой забиваются ТАК, что вплоть до въезда в исторический центр в вагон не пролезть!…
И ещё: в постсоветских метрополитенах на входах на станции зачем-то поставили театры безопасности. Как же любимы лицемерие и показуха, мда…
Да и в целом метро — удовольствие довольно дорогое. И построить-то его достаточно дорого, особенно если не по земле, плюс обустроить станции и инфраструктуру. Так это всё и обслуживать надо, и это тоже стоит больших денег! Нет, проезд в метро чаще всего стоит или столько же, или немногим больше, чем в наземном транспорте, только это всё покрывается из бюджета, так-то он должен бы стоить значительно дороже.
И вот ещё что. Большинство метрополитенов расположены под землёй. Это значит, что станции надо расставлять хотя бы раз в 3 км примерно, иначе, по крайней мере, по нашим пожарным нормам, придётся где-то посередине ставить эвакуационные выходы. Вон, на перегоне "Крылатское" — "Строгино" в Москве, длиной в 6652 м, разместились сразу 2 (!) эвакуационных выхода!… Причём 1 из них ведёт в Северо-Западный тоннель, а другой — в деревню Троице-Лыково, пока единственную сохранившуюся в пределах МКАДа.
Сложные у меня будут рекомендации по метрополитену, кому он подойдёт. На первый взгляд, он подойдёт тем, кто хочет быстро передвигаться по городу и немножко за его черту. Но его использование не всегда оправдано, особенно на коротких расстояниях: пока пройдёте на платформу, пока дождётесь поезда, пока выйдете в город… может быть, если есть трамвай, может, он довезёт вас до места намного быстрее?…
Пару слов скажу о метротраме — это гибрид метрополитена и трамвая. Этим славен Волгоград — там подземные станции метротрама построены по стандартам метрополитена, да и всю систему можно перестроить в метрополитен, если нужно. Но часть пересечений у него на одном уровне даже у него!… Вроде бы считается, что это дешевле обычного метрополитена. Ну, разве что за счёт стоимости подвижного состава, наверное, или я о чём-то не догадываюсь?… К слову, сейчас эту историю собрались строить в Челябинске, кстати, изначально это должен был быть метрополитен, но сейчас оценили, что проще построить метротрам, используя то, что уже построили (а там успели построить 1 станцию без отделки).
Пригородный поезд
Когда я учился в магистратуре, мне нравились поездки на пригородных электричках. Действительно, Московский ж/д узел насчитывает огромное число направлений, и охватывает много чего…
Пригородное железнодорожное сообщение, кажется, существует с нами столько же, сколько и железная дорога как таковая. Например, Ярославское направление начиналось с того, что оно шло от Москвы до Сергиева Посада (автор этой идеи — Фёдор Чижов, в честь которого позднее назвали экспресс на Ярославском направлении), до Ярославля продление грянуло несколько позже. Пригородный поезд способен дать очень приятные впечатления от поездок. Действительно, у поезда очень плавный ход, вокруг него, особенно в России, красивые пейзажи, сидения расставлены довольно удобно. А в современном поезде можно даже подзарядить свой телефон (такое есть, скажем, в ЭП2Д)!
Длина пригородного поезда может быть довольно просторной. В России чаще всего поезд будет из 4 вагонов, но на Мосузле обыденное явление — поезда из 12-14 вагонов на радиальных направлениях!… Но что поделать, поезд способен перевезти десятки тысяч людей, метрополитен столько не перевезёт!… К тому же, для пригородного поезда можно размещать станции, конечно, не так часто, как остановки наземного транспорта, но можно на значительно большем расстоянии, чем это может позволить себе метрополитен, а то и вовсе пропускать некоторые остановки.
Кстати, сейчас в России поезда стали курсировать и по городу, на существующей инфраструктуре. Ещё в 2005 году появилась екатеринбургская городская электричка. В 2016 г. на базе Малого кольца МЖД создано Московское центральное кольцо, по которому ходят поезда "Ласточка", специально запроектированные для городских условий (ездил я в них), хотя всё же они для города — не идеал, долго разгоняются, а рассчитаны на приличные скорости. Наконец, в 2019 г. мы услышали такое понятие, как "Московские центральные диаметры" (МЦД) — это уже интеграция радиальных направлений в городской транспорт Москвы. На сегодняшний день только Ярославское, Павелецкое и Казанское направления этим не охвачены (Ярославское и Павелецкое достаточно сложно соединить между собой, вроде бы есть идея тоннеля под центром Москвы, но пока эта идея без движения), а Казанское — это ответвление Рязанского, по которому МЦД пустили, и не очень понятно, как его ввести в московский транспорт (или это какие-то заморочки уже начались?…). Да, чтобы не было недомолвок: Казанское направление — это то, которое на Черусти, Вековку и Муром, начало Казанского хода Транссиба, открытое в 1912 г. (сам ход закончен в 1924 г. и соединяется с 2 из 3 других в Екатеринбурге, прямо на въезде в город), а Рязанское — это то, которое на Раменское, Коломну и, собственно, Рязань, начало основного хода на юг и исторического хода Транссиба, идущего через Самару и Челябинск и соединяющегося с остальными в Омске. Вот на МЦД уже "Иволги", это уже полноценные поезда для города, ездил я в них, хорошая вещь на таком пробеге, я вам скажу!…
Есть, правда, одна небольшая проблема: железная дорога, увы, не всеохватная, как, впрочем, и любой рельсовый транспорт. К тому же, это в Москве на радиальных направлениях электрички частоходящие и заполняются битком, что позволяет оператору пригородного ж/д сообщения закупать свои собственные поезда, да, те самые ЭП2Д. А вот чем дальше от Москвы, тем пригородные поезда ходят намного реже, хотя тут всё зависит от расторопности людей всех уровней, ведь при желании можно сделать так, чтобы поезда ходили гораздо чаще — было бы желание!…
В общем, я тут не могу давать рекомендации по этому блоку — как вы заметили, я и здесь предвзят!… Разве что слишком уж далеко и на слишком долгую поездку использовать такой поезд — не самая удачная идея, сложнее спать будет!… Да и идти он может довольно прилично по времени, хотя, тут всё от ситуации зависит…
Дальний поезд
Простите, дорогие читатели, даю 3-й блок, где моя объективность, скорее всего, будет хромать. Но что поделать, мне нравятся поездки на дальних поездах, у меня связано с ними, хоть я ими и не пользовался так рьяно, очень много интересных историй, особенно на маршруте Москва — Санкт-Петербург!…
Итак, дальний поезд, как нетрудно догадаться, предназначен для поездок на дальние расстояния, на сотни километров. Поэтому хорошо бы ему быть приспособленным для этого. Так что в вагоне можно очень даже поспать, отдохнуть, полежать, размяться!… Да, есть сидячие вагоны, даже "Ласточки", которые рассматривал в блоке выше, используются на дальних маршрутах. Например, всё хотел на них скататься из Москвы в Нижний Новгород и обратно, но что-то не срослось — не успел. Но даже там уж туалеты и возможности размяться точно есть! Намного лучше, чем ездить в междугороднем автобусе и не иметь никакой свободы выбора, где можно только сидеть!…
Поезд — лучший способ перевезти толпы людей, ведь его вместимость в теории может быть сколь угодно большой, главное — иметь пространство для посадки и высадки пассажиров. Ну и подходящий локомотив, естественно.
Технологии быстро растут, однако! Сегодня в Азии активно строятся высокоскоростные железные дороги, позволяющие очень быстро перемещаться между городами и весями, даже эффективнее авиации, да и в Европе такое есть! Там сначала регистрацию пройди, потом различные формальности, потом ещё вылета дождись (вы же знаете, например, что регистрация закрывается за 40 мин до вылета, так как надо багаж ещё до самолёта довезти?…). Ах да, ещё до аэропорта доедь — он-то почти всегда или на окраине, или за городом, это ещё плюс время!… А тут приехал на вокзал, увидел, как на платформу подали поезд, сел, а затем уже вышел в пункте назначения! Вокзалы-то в центре города чаще всего стоят, а в России порой так и вовсе являются ключевыми транспортными узлами!… К слову, сейчас вроде как готовится строительство высокоскоростной железной дороги Москва — Санкт-Петербург.
Из основных минусов: зазор между платформой и полом дальнего поезда иногда может быть велик. Да и с шумной компанией иногда может не повезти.
Поезд имеет массу способов применения. Из Москвы в Петербург и обратно (и вообще в Петербург) я ездил исключительно на поезде, причём обычном, ночном, так как в нём можно отоспаться и сэкономить на проживании. Так что рекомендации я тут давать не буду — тут слишком много идей.
Заключение
Я не стал здесь рассматривать такие экзотические виды транспорта, как монорельс (хотя в Москве мне ездить на нём доводилось) и маглев (это дорога на магнитной подушке, такая, например, соединяет аэропорт Шанхая с городом) с довольно высоким потенциалом — у него скорость довели до 800 км/ч! Я собрал те способы передвижения по рельсам, что вы встретите чаще всего, хотя, если будет интерес, могу рассказать и о них.
А пока пару слов о рельсах напоследок. Их возможности порой впечатляют, особенно на примере высокоскоростного поезда! Если бы им только неуязвимость от перегруженного трафика и возможных пересечений с шоссейной дорогой на одном уровне!… В принципе, сейчас можно решить и эти вопросы: так, в Москве и ж/д переездов-то почти нет (во всяком случае, мне не попадался ни один), а, скажем, на Ярославском направлении от Москвы до Мытищ 5 (!) путей. Было бы желание!…
Пока с рельсами всё. В заключительной части поговорим о воде и воздухе, где ещё флот используют, либо морской, либо воздушный, а пока расскажите, чем вас радуют поездки на трамвае или на поезде? Есть ли у вас какие-то интересные истории из этих поездок?…