Знакомясь ближе с представителями других помогающих профессий, возникает мысль о том, что в современной психотерапии, разносторонне направленной на преодоление в людях некоторого инфантилизма и затянувшегося «подросткового» кризиса как-то слишком сильно атакуется способность к идеализации, к восхищению, ко вдохновению и некоторой экзальтации и даже способность влюбляться и любить.
И это, конечно, грустно.
Доводится видеть более жизнерадостных, чем психологи, онкологов. Что в хорошем смысле удивляет и заставляет задуматься.
Что же позволяет «не стареть сердцем»? Какое отношение к себе, трудностям, бедам, людям?
Всех сейчас учат реалистичности, принятию, снижению способности к идеализации, но так ли это хорошо.
Зачастую, с годами психотерапии у человека теряется какое-то такое вечно юное или юношеское измерение в психике, связанное со способностью влюбляться, любить, гореть какими-то, пусть даже иррациональными страстями и эмоциями, возвращаться в прошлое и подпитываться некоторой важной, первой юношеской наивностью, первой любовью, влюблённостями, юношескими идеалами, которые хотя и редко можно встретить в реальности, но всё же они могут вновь и вновь находить отклик в каких-то ситуациях, в какие-то моменты, с какими-то людьми.
А ведь всё это даёт людям, не вовлечённым в психотерапию, «топливо» жить, работать, верить в «чудеса» и даже творить их.
Вот эта вера в иррациональное, в чудо, в романтизм, во что-то доброе, светлое, нежное куда-то «испаряется» из психотерапии.
И чтобы это всё возрождать, пожалуй, стоит как можно чаще обращаться к поэзии, музыке, литературе, советской эстраде и кинематографу.
А также, конечно, общаться с людьми вне профессии и перенимать некий важный для жизни и помощи людям оптимизм и веру в «чудо».
Существует замечательная песня на стихи Роберта Рождественского «Эхо первой любви», которую сначала исполнял автор музыки, Евгений Мартынов, а затем Александр Серов:
[p]"Эхо первой любви" Р. Рождественский
[p]Я однажды вернулся туда,
В тихий город, — сквозь дни и года.
Показался мне город пустым.
Здесь когда-то я был молодым.
Здесь любовь моя прежде жила,
Помню я третий дом от угла.
Помню я третий дом от угла.
Я нашел этот дом, я в окно постучал,
Я назвал её имя, почти прокричал!
И чужой человек мне ответил без зла.
«Здесь, наверно, она никогда не жила».
— Ты ошибся! — мне город сказал.
— Ты забыл! — усмехнулся вокзал.
— Ты ошибся! — шептали дома.
Спелым снегом хрустела зима.
А над крышами вился дымок.
Но ведь я ошибиться не мог!
Но ведь я ошибиться не мог!
Ведь звучало вокруг среди белых снегов
Эхо первой любви, эхо давних шагов!
А над городом снег все летел и летел.
Этот город меня узнавать не хотел.
В нём была и надежда, и грусть —
Я шагал по нему наизусть.
Я в его переулки нырял,
Где когда-то любовь потерял.
Я искал, я бродил до темна.
Но нигде не встречалась она,
Но нигде не встречалась она.
Я из города в полночь домой уезжал.
Он летел за окном. Он меня провожал.
И ночные огни повторяли светло:
— То, что было, прошло! То, что было, прошло…
[video]https://rutube.ru/video/f863e2f37c4642d8e54937ac8fde4001/[/video]
Она об этом внутреннем «поиске» первой любви, идеалов юности, к которому вновь и вновь нужно возвращаться, и всё же творить и отыскивать что-то, какие-то отголоски этих эмоций, стремлений, подъёма вновь и вновь, поскольку, конечно, это всё в каком-то метафорическом смысле не может быть «ошибкой».
Даже если многое не сбывается буквально, если какие-то чувства остались без ответа, что-то разрушилось, завершилось, стало невозможным, чтобы любовь и надежда продолжали жить в сердце и мотивировать, чтобы эти важнейшие человеческие порывы не переставали существовать с прекращением существования истории отношений в прошлом, чтобы Либидо возвращалось в Ид и Эго с прекращением катектирования того или иного объекта, как сказали бы психоаналитики.
Автор: Солопанова Мария Александровна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru