В 1946 г. состоялось знакомство Бориса Виана с основоположником новой послевоенной философии Жаном-Полем Сартром. Виан стал его другом, восторгался подходом и идеями, но критиковал абсолютный пессимизм, хотя XX век был веком потрясений, к которым люди были не готовы. Борис Виан в своем романе «Пена дней» вывел своего друга Сартра под именем Жана Соля Партра, едко подтрунивая над ним. Это, кстати, являлось обязательной чертой всех абсурдистов. Никто на это, конечно, не обижался. Сартр был в восторге от романа, потому что Виан издевался в нем над мифом вокруг Сартра, а не над ним самим.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Сюжет романа несложен: богатый молодой человек по имени Колен знакомится с девушкой Хлоей, женится на ней. Через некоторое время после свадьбы Хлоя заболевает и умирает. Если об этом рассказать простыми словами, то получится заурядный роман, а вот Борис Виан смог сделать банальную житейскую историю уникальным шедевром мирового авангарда. Большая странность и оригинальность «Пены дней» состоит в том, что это не комедия абсурда, какой она кажется поначалу, а мелодрама абсурда. Сложный и уникальный жанр. Примерно как клоун на арене цирка, который своими действиями вызывает не смех, а слезы.
В «Пене дней» внешний холодный враждебный мир «взрослых» противостоит теплому, веселому и безопасному миру «детей». Идиллия героев может существовать до тех пор, пока они не взаимодействуют с этим чужим миром. В мире Колена нет ничего невозможного: трансформация пространства происходит постоянно, превращая событийный ряд в фантасмагорию. Колен и Хлоя во время прогулки легко прячутся от остальных прохожих в облаке, в свадебном путешествии легко отгораживаются от мглы с помощью цветных стекол. Свет, солнце, тепло – основные характеристики мира героев. Волшебная печь, зловещая машина по производству таблеток, угри в раковине, зажигалка, заряженная солнечным лучом, мышка как лучший друг героев – элементы ирреального мира грез, сюрреалистического сна. Болезнь Хлои проходит во взаимодействии с изменениями пространства. Герои уже не в силах справиться с надвигающимся темным миром, который стремиться их поглотить. «Чужой» мир постепенно становится сильнее теплого.
Метаморфозы, телесные и пространственные, происходящие на страницах романа, полностью реализуют эту идею. Пространство легко перетекает одно в другое, но еще чаще деформируется вслед за героями. Квартира Колена начинает изменяться вместе с болезнью Хлои с малого: тускнеет свет, комнаты сужаются, появляются мрак и сырость. Чем больше чужой мир вторгается в пространство, тем страшнее необратимое разрушение:
«В гостиную уже нельзя было войти. Потолок опустился почти до пола, и между ними протянулись какие-то полурастительные, полуминеральные стебли, которые бурно разрастались в сыром полумраке. Дверь в коридор больше не открывалась. Оставался только узкий проход, который вел сразу от входной двери в комнату Хлои».
В 2013 году режиссер Мишель Гондри (тот самый, кто снял “Вечное сияние чистого разума”) снял фильм по роману Бориса Виана. И если в книге сюрреалистический фон служит способом рассказать трагическую историю, инструментом остранения, в фильме он упорно лезет на первый план, оказывается основным его содержанием.
Автор статьи: Влада Булыгина
________________________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
________________________________________________________________________
Читайте также:
________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊