Найти тему

О государственной политике в области виноделия

Многие мои читатели, чаще всего являющиеся моими друзьями, знают, как часто я позволяю себе полемизировать с неизвестными мне чиновниками. Уже одно то, что они раз за разом дают мне повод для полемики – уже превосходно. На этот раз, узнав о новой инициативе Кабинета министров РФ о повышении субсидий для виноделов на 20% не могу удержаться от скепсиса. Не сработает. Или настоящей целью было не то, что декларировали.

Как мне кажется, Кабмин в своей политике ориентируется не на анализ реальной экономики, а на просьбы близких по духу виноделов, которые тоже не обладают широтой кругозора (никого не хочу обидеть, случайные совпадения действительно случайны). Позволю себе остановиться на проблемах российского виноделия, как я их себе вижу.

Отсутствие «школы» и как следствие не высокое качество большинства вин. Редкое винодельческое хозяйство может себе позволить хорошо образованного Master of Wine. В результате даже из хорошего винограда получается среднестатистический виноматериал, который не позволяет сделать реально хорошее вино. А маленькие хозяйства – в принципе самоучки. Я не хочу сказать, что это плохо, но во Франции даже «гаражными» винами занимаются великие виноделы, которые многие годы учились и потом применяли знания, делая великие вина. А самое главное, они были частью «винной культуры», пробовали, дегустировали и просто пили огромное количество вин, сделанных другими виноделами. Как может винодел, не пробовавший Petrus создать что-то подобное? Он просто не знает, к чему ему стремиться. Да и как он попробует это вино, если стоимость бутылки превышает его зарплату за полгода. И вот здесь и должно появиться государство со своей системой образования, адаптированной к требованиям рынка. То, что могут себе позволить крупные международные винодельческие холдинги, типа Robert Mondavi? Может и должно позволить себе наше государство.

Еще одной из проблем российского виноделия является, как ни странно, отсутствие конкуренции на этом этапе. Когда государство фактически, пусть и тарифными методами, объявило монополию на недорогие вина из Европы и других стран, оно уничтожило этот сегмент и в российском виноделии. Зачем продавать вино за 300 рублей, когда можно тоже вино, но в отсутствии конкурентов, продавать за 500? Даже если оно того не стоит. Ценообразование по принципу «я так хочу» никогда не приводило к положительным результатам.

Непосильной задачей для виноделов является изменение «северного типа» употребления алкоголя на хотя бы смешанное, как в Великобритании. Там, наряду с широкой практикой пития виски в разных видах, есть и обширнейший рынок вина. При этом он очень космополитичен, потому что над ним не довлеет виноделие как отрасль народного хозяйства. Да, в Англии есть виноградники, есть виноделы, но никто из этого культа не делает. Правда, надо честно признаться, что подобный космополитизм связан, в первую очередь с колониальным прошлым и захватническими войнами на территории Европы. Недаром некоторые известные дома в Бордо, Коньяке или Шампани носят совершенно не французские названия, а прямо-таки английские фамилии. Но дорогу осилит идущий. Если реально заняться популяризацией вина как гастрономического продукта, то через несколько лет вырастет поколение людей, пьющих вино вместо сока за столом.

И, наконец, проблема, в которой я разбираюсь, как я уверен, лучше всех в России – отсутствие реальных каналов сбыта для российского вина. И здесь не поможет закон о количественной представленности в винных картах, и даже на полках супермаркетов. И, даже торговля через интернет не двинет российское виноделие по пути его популяризации. До тех пор, пока российское вино не станет ТОВАРОМ, за которым выстраиваются очереди,
закупщики и продавцы будут поплевывать через губу при виде прайс-листов с российским вином. А для того, чтобы стать таким товаром, российскому вину надо быть
лучше, качественнее, вкуснее, а главное, дешевле. Надо развивать хозяйства и их сотрудников, повышать технологическую культуру, создавать, например, кооперативные производства по розливу, как это было в Советском Союзе, потому что линия для розлива стоит очень дорого, а нужна только раз в году.

А еще… Прямо самому страшно от крамольности этого предложения… Надо перестать считать вино спиртосодержащей продукцией и признать за ним право на свою отдельную категорию и свое, отдельное, законодательство. Как во всем мире. Есть пиво, есть вино, и есть алкоголь. И все эти отрасли регулируются соответствующим законодательством, зачастую более старым, чем даже конституции этих стран.