Найти в Дзене

Почему мы не помогаем тем, кто действует без уважения

Не стоит ждать, что другие люди будут терпеть наши "колючки" до бесконечности.
Не стоит ждать, что другие люди будут терпеть наши "колючки" до бесконечности.

«Ты просишь меня о помощи, но делаешь это без уважения» - помните этот момент, да?
Скорее всего, помните.
О чём там речь?

Вот смотрите, есть человек, от которого мы зависим.
Начальник, муж/жена, родители, полицейский, инспектор, ревизор.

Мы обращаемся с просьбой.

В просьбе есть три составляющих:
1) Первое (и самое главное): КТО просит.
2) Второе, тоже важное — КАК он это делает.
3) Третье, последнее в очереди — так чего он там хочет-то? В чём смысл просьбы?

Это работает всегда, если мы обращаемся с просьбой именно к живому человеку.
Не к государственной машине, не к искусственному интеллекту — а к человеку.

Человеку нужен человек, и поэтому в первую очередь люди будут смотреть, как мы проявляем себя с точки зрения человеческих отношений.

Мы можем быть сто раз правы, когда начинаем «качать права».
Но с нами никто не захочет иметь дело, если мы задеваем, оскорбляем, унижаем и обесцениваем собеседника.

Все придираются, при первой же возможности не дают ход нашим заявлениям.
Мешают, короче говоря.

Даже если все эти заявления поданы по правилам и составлены по всем требованиям закона — но стоит только нам подать сигнал «Я действую без уважения», и человек превращается в нашего соперника.

Иногда даже и врага.

А вот противоположный случай.
Мы совершили ошибку.
Но признали её!
Признали, не теряя уважения к себе — то есть, не юлили, не перекладывали ответственность, не искали крайних.

Не врали, но и не унижались.

Признали, что очень жалеем об ошибке.

Что готовы её исправить.
Искренне просим прощения.
И потом так же искренне и с полной самоотдачей делаем всё возможное, чтобы исправить ущерб.

Не просто говорим: «Ну, сорян» - а действиями показываем, что мы готовы исправить последствия.
Вкладываем в это исправление свои деньги и время.

И тогда человек видит: «Да, он ошибся, но сделал это
НЕ из-за неуважения».
И дальше часто происходит чудо человеческого понимания: нас могут искренне простить.
И так же искренне помочь исправить то, что мы наворотили.

Да, иногда очень важно действовать без ошибок.
В некоторых профессиях (хирург, юрист, архитектор) важна именно безошибочность, а человеческие качества могут быть, прямо скажем, неприятными.
Но если мы работаем с людьми, они запомнят только на 20% то, что мы сделали — и на 80% то, как себя при этом вели.

Считать ли это сильной стороной людей? Очень сомневаюсь.
Наверное, в эпоху искусственного интеллекта что-то изменится в этом вопросе.

Но пока мы имеем вот такую реальность.

Выводы для себя я сделала такие:

  • Если нужно просить — делать это лучше с уважением.
  • И если нужно признать ошибку — лучше делать это, не теряя достоинства и не унижаясь, но искренне и просто.

    * * *

А вы знаете случаи, когда человек вроде бы бывал прав, но помогать ему совсем не хотелось, потому что он вёл он себя неприятно и без уважения?
Чем там дело закончилось?