«Ты просишь меня о помощи, но делаешь это без уважения» - помните этот момент, да?
Скорее всего, помните.
О чём там речь?
Вот смотрите, есть человек, от которого мы зависим.
Начальник, муж/жена, родители, полицейский, инспектор, ревизор.
Мы обращаемся с просьбой.
В просьбе есть три составляющих:
1) Первое (и самое главное): КТО просит.
2) Второе, тоже важное — КАК он это делает.
3) Третье, последнее в очереди — так чего он там хочет-то? В чём смысл просьбы?
Это работает всегда, если мы обращаемся с просьбой именно к живому человеку.
Не к государственной машине, не к искусственному интеллекту — а к человеку.
Человеку нужен человек, и поэтому в первую очередь люди будут смотреть, как мы проявляем себя с точки зрения человеческих отношений.
Мы можем быть сто раз правы, когда начинаем «качать права».
Но с нами никто не захочет иметь дело, если мы задеваем, оскорбляем, унижаем и обесцениваем собеседника.
Все придираются, при первой же возможности не дают ход нашим заявлениям.
Мешают, короче говоря.
Даже если все эти заявления поданы по правилам и составлены по всем требованиям закона — но стоит только нам подать сигнал «Я действую без уважения», и человек превращается в нашего соперника.
Иногда даже и врага.
А вот противоположный случай.
Мы совершили ошибку.
Но признали её!
Признали, не теряя уважения к себе — то есть, не юлили, не перекладывали ответственность, не искали крайних.
Не врали, но и не унижались.
Признали, что очень жалеем об ошибке.
Что готовы её исправить.
Искренне просим прощения.
И потом так же искренне и с полной самоотдачей делаем всё возможное, чтобы исправить ущерб.
Не просто говорим: «Ну, сорян» - а действиями показываем, что мы готовы исправить последствия.
Вкладываем в это исправление свои деньги и время.
И тогда человек видит: «Да, он ошибся, но сделал это НЕ из-за неуважения».
И дальше часто происходит чудо человеческого понимания: нас могут искренне простить.
И так же искренне помочь исправить то, что мы наворотили.
Да, иногда очень важно действовать без ошибок.
В некоторых профессиях (хирург, юрист, архитектор) важна именно безошибочность, а человеческие качества могут быть, прямо скажем, неприятными.
Но если мы работаем с людьми, они запомнят только на 20% то, что мы сделали — и на 80% то, как себя при этом вели.
Считать ли это сильной стороной людей? Очень сомневаюсь.
Наверное, в эпоху искусственного интеллекта что-то изменится в этом вопросе.
Но пока мы имеем вот такую реальность.
Выводы для себя я сделала такие:
- Если нужно просить — делать это лучше с уважением.
- И если нужно признать ошибку — лучше делать это, не теряя достоинства и не унижаясь, но искренне и просто.
* * *
А вы знаете случаи, когда человек вроде бы бывал прав, но помогать ему совсем не хотелось, потому что он вёл он себя неприятно и без уважения?
Чем там дело закончилось?