Нарциссы – великолепные актеры. Они лучшие. Причина в том, что они не осознают, что играют. Они верят в свои выдумки.
Нарциссов не существует, в основе нарциссизма лежит пустота, черная дыра, бездна. И в эту пустоту они могут поместить кого угодно. Они могут с легкостью и мастерством перевоплощаться в кого угодно, потому что там никого нет. Это комната, которая ждет, когда ее заполнят.
Как только они вживаются в роль человека, реального или выдуманного, они становятся одержимы этой ролью. Они становятся этим человеком, они меняются, перевоплощаются в него. Они не осознают, что играют, они верят в свои фантазии и это делает их превосходными актерами.
Актер – это пустота, которая ждет, когда ее заполнят сценаристы, персонажи, другие люди. Таким образом актер – это сосуд, вместилище и это точное определение нарцисса. Возникает вопрос: являются ли хорошие актеры нарциссами? И нет никаких точных исследований на эту тему, но есть основания полагать, что это так.
Нарциссы чувствуют себя комфортнее в мире фантазий, чем в реальности. Это значит, что им комфортнее играть, чем быть собой. Им комфортнее вживаться в роль.
Они сами используют себя в качестве исходного материала для своих историй. Реальность для них отвратительна. Они заменяют реальность мечтами наяву, повествованиями и историями. А за тем становятся элементом, ингредиентом, составной частью в историях и повествованиях, которые они придумали. Они придумали все это, чтобы избежать суровой, потенциально вызывающей и подрывающей их реальность действительности.
У нарцисса раздутое, фантастическое, грандиозное самовосприятие, которое очень хрупкое и ранимое. С другой стороны, реальность сурова, неумолима и бескомпромиссна. Нарцисс боится реальности, она может проколоть его пузырь, потому что только реальность обладает такой силой.
Реальность может сдуть нарцисса, увести его или ее от фантазий, заставить столкнуться с правдой и фактами, которые нарцисс предпочел бы проигнорировать или притвориться, что их не существует, или как-нибудь переосмыслить ситуацию в свою пользу.
Именно в актерской игре нарцисс чувствует себя наиболее эгоцентричным.
Именно в актёрской игре нарцисс может притворяться, что он или она им не являются. Именно в актёрской игре нарцисс может создать паракосм, альтернативную реальность, а за тем поселиться в этой новой экосистеме, в этой новой среде обитания. Так что актерская игра – это естественное состояние нарцисса.
Когда актерская игра терпит неудачу у обычного актера, психически здорового актера, если такое вообще возможно /это не оксюморон/, когда актеры терпят неудачу, они учатся собирать осколки, они берут себя в руки и усваивают уроки и каким-то образом выздоравливают.
Нарцисс не может позволить себе такой неудачи, такого унижения. Это опасно для жизни. Это знакомит нарцисса с глубинным источником стыда, который он скрывает с раннего детства.
Таким образом нарцисс должен избегать неудач любой ценой. Когда нарцисс действует, он одновременно удовлетворяет желания, потребности и ожидания внешней аудитории, но также он обращается и к своей внутренней аудитории.
Это воображаемая аудитория внутри нарцисса, совокупность всех его внутренних объектов. И нарцисс выступает для своей самой лучшей, обожающей и наименее критичной аудитории. Это конечно приводит к самолюбованию нарциссической личности. Это подростковые черты. Нарциссическая личность и воображаемая аудитория обычно присущи подросткам.
Самолюбование, если возникнет такая необходимость, позволит нарциссу игнорировать недоброжелателей, ненавистников и критиков. Люди, которые видят его насквозь, понимают, что он или она претворяются, разоблачают его.
Нарцисс – самозванец и страдает от синдрома самозванца. Он всегда настороже, всегда боится разоблачения и поэтому всегда замыкается в себе, удовлетворяя потребности своей собственной аудитории.
И это решение проблем. Но это не мешает нарциссу играть свою роль. Даже когда нарцисс один, даже когда он или она выступает перед самим собой, он или она занимается самолюбованием. Он все равно играет перед аудиторией из одного человека, перед самим собой.
Нарциссы всю жизнь репетируют одни и те же реплики. Другие персонажи меняются, меняются обстоятельства, проблемы, вызовы, требования, но сюжет остается прежним и нарцисс репетирует его всю жизнь. Таким образом нарцисс хорошо разбирается в том, как играть свою роль, в том, что лежит в ее основе, сценарии, сюжете и, если хотите, в схеме.
Нарцисс – это актер, который очень хорошо знает свою роль, и это единственная роль, которую он играет всю свою жизнь.
Нарциссы харизматичны, энергичны, целеустремлены, потому что они зависимы от внимания окружающих и уверенны в себе. Это позволяет им убеждать людей в том, что они не притворяются, что их реальность - это правда, вводить людей в заблуждение, обманывать их, успокаивать их.
Во многих отношениях игра нарцисса, это форма мошенничества, но это непреднамеренно, не специально, не хитро и не манипулятивно.
Нарцисс не психопат. Психопат действует целенаправленно, потому что это лучший способ достичь цели, которую он перед собой поставил. Нарцисс - другой. Нарцисс действует, потому что не может найти себя в реальности и нуждается в окружении, которое поддерживало бы его грандиозное, раздутое, фантастическое представление о себе. У нарцисса нет другого выбора, кроме как действовать таким образом. Психопат действует по своему выбору.
Нарциссы, как и психопаты, обладают холодным сочувствием. Холодная эмпатия – это сочетание когнитивного и рефлексивного сочувствия.
Холодная эмпатия позволяет нарциссу считывать реакцию аудитории, нажимать на кнопки, вызывать эмоции и сочувствие. Нарциссическое сочувствие позволяет нарциссу сливаться с аудиторией, имитировать и идеально взаимодействовать с ней. Но тут есть свои ограничения, потому что оно не содержит эмоциональной составляющей.
Выступление нарцисса, каким бы технически совершенным оно не было, звучит фальшиво, холодно и неестественно. Что-то не так, и люди это чувствуют. Это реакция «зловещей долины». И, в конце концов, вся конструкция рушится и распадается, потому что нарцисс не может долго оставаться эмоционально вовлечённым, не может долго испытывать положительные эмоции.
И, поскольку у нарцисса нет доступа к положительным эмоциям и эмпатии, его представление о другом человеке будет поверхностным и искусственным, не глубоким и непроникновенным. Будет больше похоже на имитацию или симуляцию, на пародию. И чем дольше люди будут наблюдать за нарциссом, его игрой, театральным представлением, тем быстрее это надоест и наскучит.
Материалы статьи взяты из лекций Сэма Вакнина. Youtube.