На кануне Хэллоуина, все мертвые святые (и не очень) велели мне почитать Амброза Бирса. Автора я сердечно люблю, с ним связана история моего возвращения к чтению во взрослом возрасте. Люблю, но читал далеко не все. Бирс есть у меня в разных сборниках, но по случаю, прикупил я новый, его и почитал.
Монах и дочь палача.
Мрачная готическая повесть, написанная в эпистолярном стиле. Красота природы, одержимость верой, доводящая до безумия. Отголоски языческих символов. Великолепные контрасты.
“Эти прекрасные цветы и есть на самом деле злые духи здешнего края, ведь они манят и губят мертвых.”
Цветы эдельвейсы - центральный образ рассказа, через который Бирс передает все его смыслы. Любовь, как чистая и непорочная, так и похотливая, грязная. Любовь к церкви, любовь к отцу, любовь к монаху и любовь монаха. Борьба, ведь эдельвейсы достать не просто, за них нужно бороться с природой, так же как за чистую любовь нужно бороться с животными инстинктами.
Текст повести вызывает множество ассоциаций. Тут и охота на ведьм, тут и Дантовская концепция Ада в образе черного глубокого озера. Крест, который каждый вынужден нести на своих плечах.
В повести множество сцен, потрясающих воображение. Девушка, отгоняющая стервятников от повешенного мертвеца. Старый палач, обреченный выполнять неблагодарную работу, нести свой крест, будучи отлученным от церкви. Его дочь, крест которой - позорный столб и табличка с надписью “шлюха”, заменяющая распятие.
Несправедливость мира. Спасение души. Через смерть. Смерть во спасение. Бирс ловко жонглирует смыслами и обрамляет их восхитительной рамкой художественной формы.
Солнце - символ спасителя, а небо - молитвенный дом. Горы, поначалу кажущиеся “голой, безжизненной пустыней”, с развитием героя, обретают величие и красоту, которая “очищает и возвышает душу”.
Главный герой у Бирса движется назад. Помутнение, вызванное чувством несправедливости, сеет в герое сомнения в вере, он не отрекается от нее, но явно движется в сторону язычества. Помутнение развивается в сумасшествие и вот уже Господь (или Дьявол в его обличии) подталкивает служителя на самый тяжелый грех. Грех во спасение заблудшей души.
Бирс не дает мораль и оставляет место для трактовки своей истории, а она может кардинально противоположной. Игра на контрастах и увлекательный рассказ, с неожиданным финалом - прекрасное сочетание формы и содержания.
Бирс шибко известен большими произведениями, “Монах и дочь палача” была принята критиками не шибко любезно, но мне очень сильно зашло. В принципе все сказал, добавлю лишь, что повесть является переработкой романа «Монах из Берхтесгадена», написанного в 1891 году французским писателем Рихардом Фоссом. В работе над произведением, Бирсу помогал еврейский журналист Адольфом Данцигером де Кастро. Главного героя повести - Амброзий, чье имя совпадает с именем самого Бирса, разумеется, представляет из себя альтер-эго писателя.
Теперь немного о рассказах.
- Случай на мосту через Совиный ручей.
Смерть через повешение на дне реки! Что может быть нелепей? В этом весь Амброз Бирс.
Рассказ из цикла военной прозы писателя.
Бирс являлся участником гражданской войны в США. Чрезвычайно интересная тема. Давным-давно, я даже получил автомат по истории за курсач, в котором признавался в своей любви к конфедератам. Бирс, кстати, воевал в другую сторону, хотя в прозе, его взгляды и убеждения никак не отражены. И это прекрасно. Я считаю, что именно такая непредвзятость делает Бирса отличным историком.
“Случай на мосту через Совиный ручей” - одно из самых известных, возможно, уместно даже сказать, ключевое произведение писателя. Конечно, я читал его ранее, но в этот раз оно было как в первый.
Рассказ великолепно отшлифован, лаконичен и художественно прекрасен. Скорее всего как-нибудь даже напишу отдельную статью о нем. Было бы интересно провести параллель со “Снегами Килиманджаро” Хемингуэя, но их я пока не читал так, что едем дальше.
- Страж мертвеца.
Название - уже пушка! Но вы только посмотрите на первое предложение:
“В одной из верхних комнат необитаемого дома, расположенного в той части Сан Франциско, которая известна под названием Северного берега,лежал покрытый саваном труп.”
И все сразу понятно. Классика: заброшенный дом, причем не где-то далеко-далеко, а вот вам, конкретное место, что сразу добавляет реалистичности и помещает нас внутрь истори. И труп, за которым нам предстоит наблюдать. Далее - разрушение ожиданий. Читатель оказывается наблюдателем сумасшедшего социального эксперимента.
На своих страницах Бирс делал пранки, которые вышли из под контроля еще до того, как это стало мейнстримом.
Тема произведения - исследование страха человека перед смертью.
Что это вообще было? Эмоция, которую оставляет после себя этот и многие другие рассказы Бирса. Исключительно в положительном окрасе, с оттенком приятного удивления.
- Несостоявшаяся кремация.
Классический Бирсовский прием - с места в карьер. Тут я тоже предлагаю взглянуть на первое предложение:
“Ранним июньским утром 1972 года я убил своего отца - поступок, который в то время произвел на меня глубочайшее впечатление.”
На меня, черт возьми, тоже. И в то время, когда я читал рассказ первый раз, и сейчас. Завязка впечатляет. С первого предложения автор крепко хватает тебя так, что и вылезать из его лап не хочется.
Рассказ пропитан сарказмом и чем-то вроде черного юмора. Жестокая ирония.
Что делать с батеным трупом? Может спросить совета у начальника полиции? А что, отличная идея, у мужика богатый опыт работы с трупами!
“Начальник понял всю основательность этих соображений; н и сам был довольно опытный убийца.”
Спойлером все вышесказанное назвать трудно, рассказ очень короткий Да и я не упомянул о том, что заботливый сынок сделал с матушкой.
Циничный финал истории - мое почтение! Тут вам не моральные терзания Раскольникова. Убийца, спустя года, испытывает всего лишь “чрезвычайно неприятные воспоминания” о содеянном. Да и то из-за того, что улики не получилось утилизировать в виду нелепой случайности, на что автор указал уже в самом названии произведения.
Уф, я так целый день могу писать об этих рассказах. Кратко отмечу еще парочку, наиболее полюбившихся.
- Летней ночью.
Классная зарисовка на тему погребения заживо, с традиционным для писателя, неожиданным поворотом в финале.
- Настоящее чудовище.
Короткая, увлекательная история, в которой раскрыта тема“тесен мир”, а мотив “любовь до гроба” играет необычными красками, с акцентом на последнее слово.
- Неизвестный.
Вестерн с мистическим флером. Таинственная история, рассказанная незнакомцем у костра. Прикольно, что и переводчик данного произведения, указан в книге, как “неизвестный”. Из рассказа мне хочется вырвать строчки, которые невероятно точно передает мое отношение к литературе, как к форме изобразительного искусства, то о чем я часто пишу в своих статьях.
“Любой человек может что-то рассказать: элементарная способность к словесному изложению уже заложена в представителях человеческого рода. Настоящий же описательный талант даруется свыше”.
Творчество Амброза Бирса - яркий пример проявления такого таланта. Все его рассказы хороши, а плохих мне пока не попадалось. Но пожалуй, перейду к заключительной части сборника.
Причудливые притчи.
И это просто идеальное дополнение к “Словарю Сатаны”.
Пожалуй, мне сложно представить автора, у которого текст настолько прилизан и математически выверен. У Бирса каждое слово идет по цене десятка. Короткая форма притчи - это действительно его конек.
Истории разные, а диапазон тем огромен. Нравственные ценности, честь, верность. Бирс в иносказательной форме отлично высмеивает жадность, жадность, лицемерие. Бирс пробегает по различным сферам человеческой деятельности от религии и семейного быта до политики и экономики.
Признаюсь честно, не все сюжеты мне дались с первого раза как раз за счет своей краткости и емкости. Что-то пришлось перечитать по 2-3 раза подряд, иногда для того, чтобы просто еще раз насладится великолепным искусством владения слова.
Причудливые притчи - это что-то вроде анекдотов. С черным юмором, с тонкой сатирой. Без прикрас и купюр. Зеркало, позволяющее заметить бревно в своем глазу.
Великолепно!
_______________
Мой Телеграм.