Закажите книгу здесь: https://eduexport.ru/book-agents
В российской сфере образования прогремели многочисленные скандалы, связанные с сотрудничеством вузов с агентами по набору иностранных студентов, иначе известных также как рекрутинговые компании и консультанты по образованию. Многие десятилетия эта сфера отношений была покрыта завесой тайны. Но, кажется, пришло время, и российское государство приняло решение о наведении порядка.
Президент России в своем указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поставил амбициозную задачу: к 2030 году довести число иностранных студентов в российских вузах до 500 тысяч человек. Это не просто количественная цель, это масштабная стратегическая задача, имеющая ключевое значение как для развития национальной образовательной системы, так и для повышения престижа страны на международной арене.
Стратегическое значение иностранных студентов
Привлечение иностранных студентов в российские вузы несет многогранные выгоды для страны. Во-первых, это способ действия «мягкой силы» — продвижение культуры, языка и ценностей за рубежом. Во-вторых, иностранные студенты — это источник финансовых поступлений, которые вносят вклад в развитие образовательных учреждений и экономику в целом. В-третьих, многие из этих студентов после обучения остаются работать в России, что помогает решать проблемы кадрового дефицита в различных отраслях.
В условиях глобальной конкуренции за таланты Россия стремится занять лидирующие позиции на мировом рынке образовательных услуг. Конкуренция с такими странами, как США, Великобритания, Австралия и Канада, накладывает необходимость пересмотра существующих подходов к привлечению студентов из-за рубежа и внедрения более эффективных и прозрачных механизмов.
Роль рекрутинговых компаний и консультантов по образованию
Ключевым элементом системы привлечения иностранных студентов являются рекрутинговые компании и консультанты по образованию. Именно они обеспечивают основной поток студентов, помогая молодежи из разных стран выбирать образовательные программы, организовывать процесс поступления и готовиться к учебе за рубежом. В международной практике более 90% первичных обращений о возможностях обучения за границей приходятся именно на этих консультантов. Они оказывают полный цикл услуг: от подбора учебного заведения до содействия в оформлении виз, покупке авиабилетов и адаптации в новой стране.
Согласно данным Центра экспорта образования, около 45% иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, были привлечены через работу рекрутинговых компаний. Это около 150 тысяч студентов. Однако потенциал этого канала остается огромным, и прогнозы экспертов показывают, что доля студентов, привлекаемых через рекрутинговые компании, может вырасти до 65%. В условиях мировой конкуренции и острой борьбы за иностранные таланты роль рекрутинговых компаний становится практически безальтернативной.
Проблемы и барьеры в привлечении иностранных студентов
Несмотря на значительный потенциал, перед российской системой высшего образования стоят серьезные вызовы. Одной из главных проблем является отсутствие единого механизма регулирования деятельности рекрутинговых компаний и консультантов по образованию. Это приводит к тому, что разные компании и посредники действуют по своим правилам, что не всегда способствует привлечению качественных и мотивированных студентов.
Кроме того, существует риск появления недобросовестных агентов, которые могут использовать несовершенство системы в своих интересах. В некоторых случаях учебные визы используются для въезда в страну с иными целями, нежели получение образования. Этот фактор не только ставит под угрозу имидж России как образовательного центра, но и создает дополнительные сложности для вузов и государственных органов, отвечающих за миграционный контроль.
Также существенным барьером на пути к достижению целей является недостаточно комфортные условия для иностранных студентов при пересечении границы. Нередко они сталкиваются с затяжными проверками в аэропортах, где могут задерживаться на многие часы, несмотря на наличие всех необходимых документов и ожидание представителей вузов в зале прилета аэрпорта. Такие ситуации создают у студентов негативное первое впечатление, что особенно важно в век социальных сетей, когда информация моментально распространяется по всему миру.
Международный опыт: как работают с консультантами по образованию другие страны
Страны-конкуренты России, такие как США, Австралия, Великобритания и Канада, уже многие десятилетия выстраивают системы регулирования работы организаций, занимающихся привлечением иностранных студентов. Эти страны внедрили эффективные механизмы сертификации рекрутинговых компаний, что позволило им создать положительный имидж и доверие среди потенциальных студентов. Такие страны устанавливают понятные и прозрачные правила игры как для учебных заведений, так и для консультантов, что значительно облегчает работу по привлечению студентов.
Регулирование в этих странах охватывает как вопросы прозрачности деятельности рекрутинговых компаний, так и вопросы качества услуг. Строгий контроль за тем, кто именно занимается консультированием студентов и помогает им с выбором учебных заведений, позволяет минимизировать случаи мошенничества и гарантирует качественный сервис. В результате иностранные студенты видят в этих странах не только привлекательные образовательные программы, но и надежную и поддерживающую инфраструктуру, которая помогает им на всех этапах подготовки к обучению.
Необходимость создания Российского агентства по сертификации консультантов по образованию (РАСКО)
Для решения вышеуказанных проблем и обеспечения системного подхода к привлечению иностранных студентов в России целесообразно рассмотреть возможность создания Российского агентства по сертификации консультантов по образованию (РАСКО). Основной задачей этого агентства станет регулирование деятельности как российских, так и иностранных рекрутинговых компаний, которые занимаются привлечением студентов в российские вузы.
РАСКО будет не только отслеживать деятельность компаний и обеспечивать их соответствие установленным стандартам, но и собирать статистические данные о количестве иностранных студентов, привлеченных каждой сертифицированной компанией. Это позволит создавать единую базу знаний, которая станет доступной для образовательных учреждений и поможет им выбирать надежных партнеров для сотрудничества.
Кроме того, агентство сможет влиять на репутацию рекрутинговых компаний, вводя систему личной и корпоративной ответственности. Это означает, что не только количество, но и качество студентов будет улучшено, поскольку компании будут заинтересованы в соблюдении высоких стандартов и предоставлении полного спектра услуг — от поступления до приезда студента в Россию.
Введение дополнительных требований для иностранных студентов
Еще одним важным шагом в повышении качества привлекаемых студентов может стать введение дополнительных требований к соискателям. Например, международный опыт показывает, что обязательным условием для получения учебной визы может стать предоставление справок о несудимости, как самого заявителя, так и ближайших членов его семьи. Также может быть введено требование о наличии на банковском счете студента суммы, достаточной для покрытия хотя бы двукратной стоимости обучения. Эти меры помогут отсеять недобросовестных студентов и уменьшить число тех, кто использует учебную визу для иных целей.
Улучшение условий для иностранных студентов: работа над имиджем
Особое внимание должно быть уделено улучшению условий пребывания иностранных студентов в России. Государственные органы, отвечающие за контроль на границах, должны понимать, что студенты, прибывающие для обучения, являются ценным ресурсом для страны и не должны подвергаться ненужным задержкам и проверкам. Создание комфортных условий с первых минут пребывания в России — это важнейший фактор для формирования положительного имиджа страны в глазах иностранных граждан.
Заключение
Россия обладает огромным потенциалом для развития как международного образовательного центра. Однако для достижения поставленной цели необходимо создать эффективную систему регулирования привлечения студентов, улучшить условия их пребывания и внедрить механизмы контроля за качеством предоставляемых рекрутинговых услуг. Создание РАСКО и внедрение дополнительных требований для иностранных студентов станут важными шагами на пути к созданию привлекательной и конкурентоспособной образовательной системы России.
Ставьте ЛАЙК и подписывайтесь на Дзен-канал Центра экспорта образования!
Читайте другие интересные материалы о международном образовании в нашем журнале Education Export Magazine на 3 языках: https://eduexport.ru/eec_publishing!