Найти тему

Успех — в мотивации

Елену Сбродову, декана одного из первых факультетов ЧелГУ — математического, мы знаем как человека, способного решить любую задачу — и непременно спокойно и с улыбкой. Она пришла в университет после школы, и с тех пор её неизменная поддержка, её каменная стена — это коллектив любимого матфака и незыблемые законы математики.

Декан математического факультета Елена Сбродова с выпускниками-краснодипломниками
Декан математического факультета Елена Сбродова с выпускниками-краснодипломниками

Почему вы решили связать свою жизнь с этой наукой?

Мне со школьной скамьи было понятно, что математика, другие естественные науки — моя сильная сторона. Это видно по складу ума, он не гуманитарный точно. А математика — вещь очень интересная, сколько там можно нафантазировать всего! При этом вместе с простором для фантазии есть чёткие законы логики, которым всё подчиняется. Либо ты правильно решил задачу, либо неправильно. И это, на мой взгляд, самое привлекательное в этой науке.

Мы ежедневно сталкиваемся с математикой и её законами в быту, но принято считать, что это ограничивается счётом или расчётами. Однако решение любой жизненной задачи через подзадачи и варьирование способов — это тоже математический приём. Случается, что ты должен что-то выполнить, оцениваешь задачу — и страшно становится: что делать-то?.. И начинаешь раскладывать: чтобы сварить суп, нужно посмотреть рецепт, сходить в магазин за продуктами, обработать их и класть в кастрюлю в определённой последовательности…

Однако специализируетесь вы на топологии, это не самый простой раздел математики.

Да, но вместе с тем это очень интересный раздел. Топология изучает геометрические объекты с точностью до некоторых форм, т. е. обратимых непрерывных деформаций. Например, как устроена Вселенная, объяснить может именно топология. Это трёхмерное топологическое пространство с определёнными свойствами, а какими — это нам и предстоит исследовать и найти.

Кто из коллег вдохновил вас к занятию топологией?

Без сомнения, профессор Сергей Владимирович Матвеев, академик РАН. С этим талантливым и невероятно умным человеком мы встретились буквально в конце моей магистратуры. Я поступила к нему в аспирантуру, где он захватывающе вёл курсы и, конечно, привлёк моё внимание к топологии. И, кстати, к работе в университете: если бы не его наставничество, я бы, скорее всего, по окончании аспирантуры ушла и неизвестно, как бы сложилась моя жизнь. Он прекрасно объясняет, подробно и понятно. Даёт подходы к решению задачи, рекомендует литературу. У меня были определённые проблемы, я не знала, как подступиться к их решению, и он охотно вникал в мою тему и предлагал рассмотреть различные варианты.

Сергей Владимирович вложил в меня очень много, это очень начитанный человек и информированный человек, уникальный человек. Я глубоко предана и благодарна ему.

Когда вы десять лет назад возглавили математический факультет, Сергей Владимирович поддержал вас?

Да, и это было очень ценно! Он был одним из шести заведующих кафедрами, на которые опирается весь факультет — большой, серьёзный, успешный. И все они были и остаются настоящими глыбами в науке, образовании и истории ЧелГУ: это наши бывшие проректоры, деканы математического факультета и опытные профессора. Виктор Иванович Ухоботов, Вячеслав Николаевич Павленко, Владимир Евгеньевич Федоров, Сергей Владимирович Матвеев, Олег Николаевич Дементьев, Александр Артёмович Соловьёв — люди с огромным административным опытом, они стали моими наставниками в новой должности, отнеслись с пониманием к моему страху и возможным ошибкам. Помогали, подсказывали, объясняли, держали руку на пульсе. А мне было страшно и очень сложно.

Сейчас моя благодарность этим замечательным людям заключается уже в том, чтобы вернуть им этот большой долг и поддержать уже их инициативы, предложения, реализовать идеи и закрыть их потребности и потребности всего нашего большого коллектива. Ведь факультет — это люди, преподаватели и студенты, благодаря которым он растёт, развивается и постоянно обновляется. Вот ребята поступили на первый курс, потом они уже аспиранты, смотришь — защитили кандидатскую диссертацию и вот уже преподают и занимаются интересными исследованиями! Мне очень нравится наблюдать этот процесс, когда фундамент в виде нашей уважаемой профессуры обогащается молодыми амбициозными математиками со своим видением жизни.

А вы успеваете заниматься наукой?

К сожалению, в очень маленьком объёме. В этом смысле меня всегда восхищал Владимир Евгеньевич Федоров, который до недавнего времени почти пять лет работал проректором по учебной работе, имел административную нагрузку в разы больше, чем у декана, и при этом всегда находил время работать с аспирантами, с магистрантами. Настолько это великие люди, великие учёные, которые могут совмещать и то и другое! У меня, к сожалению, не получается…

Как ещё изменился факультет за это десятилетие?

Мы пережили демографическую яму, пандемию, столкнулись с поколенческим изменением абитуриентского спроса. Это серьёзные вызовы, которые факультет преодолел! Сейчас к нам приходит в разы больше абитуриентов, и это очень радует. Развиваются направления подготовки, увеличилась доля образовательных программ, связанных с IT. Эта область изучается на всех направлениях подготовки — где-то больше, где-то меньше. Это запрос времени, и это правильно. Практически любая должность теперь, где бы она ни была, требует знаний работы с компьютером, с базами данных и т. д. Везде идёт автоматизация и цифровизация.

Мы открываем лаборатории, компьютерные классы, покупаем современное оборудование. Оно востребовано и в образовательном, и в научном процессах. Наши учёные работают и в области прикладной математики, и IT, выигрывают серьёзные гранты. Интересные задачи ставятся, например, с обработкой изображений, этим занимается команда Виталия Ивановича Кобера.

Активно взаимодействуем с работодателями. Многие компании заинтересованы в том, чтобы к ним трудоустраивались именно наши выпускники, поэтому сами предлагают факультету различные проекты, которые позволяют воспитать специалистов высокого уровня.

Выпуск математического факультета ЧелГУ, 2024 г.
Выпуск математического факультета ЧелГУ, 2024 г.

Заинтересовывают ребят такие вещи?

Конечно! Авторитет компаний, экспертность её специалистов, востребованность предлагаемой работы — студенты быстро понимают, что, овладев этими знаниями и компетенциями, они смогут себя по-другому позиционировать и их заработная плата будет выше. К тому же, должна отметить, что наши студенты высоко мотивированы ещё и на самообразование — в дополнение к тем базовым, фундаментальным математическим знаниям, которые получают на факультете.

С какими сложностями вы сталкиваетесь сейчас?

К сожалению, мы видим уменьшение числа школьников, которые хорошо сдают профильную математику. Я считаю, что основная проблема кроется в мотивации. Кто бы ни говорил, что каждое новое поколение глупее предыдущего — это неправда. Ребята каждый год приходят, конечно, другие, с разными качествами и компетенциями, но это всегда умные ребята. Не в детях дело.

Может, подходы к ЕГЭ нужны другие. Не натаскивать на определённые задачи в ЕГЭ, а закладывать в них умение решать определённый круг задач, чтобы небольшие изменения условий задач не повлияли на это.

Понимаете, да, какая проблема? Им переформулируешь задачу — и конец, дети не понимают, что задача практически та же самая, которую они умеют решать, и заходят в тупик.

Вузы, конечно, не остаются в стороне, мы стараемся активно участвовать в школьном образовании, и централизованно, и в качестве репетиторов.

Довольно много преподавателей, почти треть нашего матфака, занимаются именно ЕГЭ, преподают в школах, вкладываются в ребят. Но этого мало, нужно системно менять подход к преподаванию в школах, к школьной программе и, конечно, к ЕГЭ.

Первокурсники математического факультета-2024. Адаптационные сборы
Первокурсники математического факультета-2024. Адаптационные сборы

А есть среди ваших студентов ребята, которые, например, показали не самые высокие баллы ЕГЭ, но всё равно поступили и потом показали себя только с лучшей стороны?

Да. Самое главное — мотивация и усидчивость. Сколько бы у тебя баллов ни было на входе (ведь действительно бывают ситуации, когда ты что-то упустил на ЕГЭ), если ты нацелен закончить вуз и получить актуальное образование, близкую твоим талантам профессию, да ещё и с хорошими оценками, то ты можешь это сделать. Всегда. Нужно получать материал, понимать его, выполнять задания, задавать вопросы, прислушиваться к педагогам, занять активную позицию и двигаться дальше.

Какова мотивация студентов математического факультета?

Это их будущая профессия и, как говорят на рынке труда, «позиция». Значимые компании, интересные задачи, высокие заработные платы, возможность реализовать себя в интересных проектах.

Елена Сбродова, декан математического факультета ЧелГУ
Елена Сбродова, декан математического факультета ЧелГУ

Анастасия Куренкова, Анастасия Гусёнкова, фото Ильи Бархатова и Константина Курдюкова