Елену Сбродову, декана одного из первых факультетов ЧелГУ — математического, мы знаем как человека, способного решить любую задачу — и непременно спокойно и с улыбкой. Она пришла в университет после школы, и с тех пор её неизменная поддержка, её каменная стена — это коллектив любимого матфака и незыблемые законы математики.
Почему вы решили связать свою жизнь с этой наукой?
Мне со школьной скамьи было понятно, что математика, другие естественные науки — моя сильная сторона. Это видно по складу ума, он не гуманитарный точно. А математика — вещь очень интересная, сколько там можно нафантазировать всего! При этом вместе с простором для фантазии есть чёткие законы логики, которым всё подчиняется. Либо ты правильно решил задачу, либо неправильно. И это, на мой взгляд, самое привлекательное в этой науке.
Мы ежедневно сталкиваемся с математикой и её законами в быту, но принято считать, что это ограничивается счётом или расчётами. Однако решение любой жизненной задачи через подзадачи и варьирование способов — это тоже математический приём. Случается, что ты должен что-то выполнить, оцениваешь задачу — и страшно становится: что делать-то?.. И начинаешь раскладывать: чтобы сварить суп, нужно посмотреть рецепт, сходить в магазин за продуктами, обработать их и класть в кастрюлю в определённой последовательности…
Однако специализируетесь вы на топологии, это не самый простой раздел математики.
Да, но вместе с тем это очень интересный раздел. Топология изучает геометрические объекты с точностью до некоторых форм, т. е. обратимых непрерывных деформаций. Например, как устроена Вселенная, объяснить может именно топология. Это трёхмерное топологическое пространство с определёнными свойствами, а какими — это нам и предстоит исследовать и найти.
Кто из коллег вдохновил вас к занятию топологией?
Без сомнения, профессор Сергей Владимирович Матвеев, академик РАН. С этим талантливым и невероятно умным человеком мы встретились буквально в конце моей магистратуры. Я поступила к нему в аспирантуру, где он захватывающе вёл курсы и, конечно, привлёк моё внимание к топологии. И, кстати, к работе в университете: если бы не его наставничество, я бы, скорее всего, по окончании аспирантуры ушла и неизвестно, как бы сложилась моя жизнь. Он прекрасно объясняет, подробно и понятно. Даёт подходы к решению задачи, рекомендует литературу. У меня были определённые проблемы, я не знала, как подступиться к их решению, и он охотно вникал в мою тему и предлагал рассмотреть различные варианты.
Сергей Владимирович вложил в меня очень много, это очень начитанный человек и информированный человек, уникальный человек. Я глубоко предана и благодарна ему.
Когда вы десять лет назад возглавили математический факультет, Сергей Владимирович поддержал вас?
Да, и это было очень ценно! Он был одним из шести заведующих кафедрами, на которые опирается весь факультет — большой, серьёзный, успешный. И все они были и остаются настоящими глыбами в науке, образовании и истории ЧелГУ: это наши бывшие проректоры, деканы математического факультета и опытные профессора. Виктор Иванович Ухоботов, Вячеслав Николаевич Павленко, Владимир Евгеньевич Федоров, Сергей Владимирович Матвеев, Олег Николаевич Дементьев, Александр Артёмович Соловьёв — люди с огромным административным опытом, они стали моими наставниками в новой должности, отнеслись с пониманием к моему страху и возможным ошибкам. Помогали, подсказывали, объясняли, держали руку на пульсе. А мне было страшно и очень сложно.
Сейчас моя благодарность этим замечательным людям заключается уже в том, чтобы вернуть им этот большой долг и поддержать уже их инициативы, предложения, реализовать идеи и закрыть их потребности и потребности всего нашего большого коллектива. Ведь факультет — это люди, преподаватели и студенты, благодаря которым он растёт, развивается и постоянно обновляется. Вот ребята поступили на первый курс, потом они уже аспиранты, смотришь — защитили кандидатскую диссертацию и вот уже преподают и занимаются интересными исследованиями! Мне очень нравится наблюдать этот процесс, когда фундамент в виде нашей уважаемой профессуры обогащается молодыми амбициозными математиками со своим видением жизни.
А вы успеваете заниматься наукой?
К сожалению, в очень маленьком объёме. В этом смысле меня всегда восхищал Владимир Евгеньевич Федоров, который до недавнего времени почти пять лет работал проректором по учебной работе, имел административную нагрузку в разы больше, чем у декана, и при этом всегда находил время работать с аспирантами, с магистрантами. Настолько это великие люди, великие учёные, которые могут совмещать и то и другое! У меня, к сожалению, не получается…
Как ещё изменился факультет за это десятилетие?
Мы пережили демографическую яму, пандемию, столкнулись с поколенческим изменением абитуриентского спроса. Это серьёзные вызовы, которые факультет преодолел! Сейчас к нам приходит в разы больше абитуриентов, и это очень радует. Развиваются направления подготовки, увеличилась доля образовательных программ, связанных с IT. Эта область изучается на всех направлениях подготовки — где-то больше, где-то меньше. Это запрос времени, и это правильно. Практически любая должность теперь, где бы она ни была, требует знаний работы с компьютером, с базами данных и т. д. Везде идёт автоматизация и цифровизация.
Мы открываем лаборатории, компьютерные классы, покупаем современное оборудование. Оно востребовано и в образовательном, и в научном процессах. Наши учёные работают и в области прикладной математики, и IT, выигрывают серьёзные гранты. Интересные задачи ставятся, например, с обработкой изображений, этим занимается команда Виталия Ивановича Кобера.
Активно взаимодействуем с работодателями. Многие компании заинтересованы в том, чтобы к ним трудоустраивались именно наши выпускники, поэтому сами предлагают факультету различные проекты, которые позволяют воспитать специалистов высокого уровня.
Заинтересовывают ребят такие вещи?
Конечно! Авторитет компаний, экспертность её специалистов, востребованность предлагаемой работы — студенты быстро понимают, что, овладев этими знаниями и компетенциями, они смогут себя по-другому позиционировать и их заработная плата будет выше. К тому же, должна отметить, что наши студенты высоко мотивированы ещё и на самообразование — в дополнение к тем базовым, фундаментальным математическим знаниям, которые получают на факультете.
С какими сложностями вы сталкиваетесь сейчас?
К сожалению, мы видим уменьшение числа школьников, которые хорошо сдают профильную математику. Я считаю, что основная проблема кроется в мотивации. Кто бы ни говорил, что каждое новое поколение глупее предыдущего — это неправда. Ребята каждый год приходят, конечно, другие, с разными качествами и компетенциями, но это всегда умные ребята. Не в детях дело.
Может, подходы к ЕГЭ нужны другие. Не натаскивать на определённые задачи в ЕГЭ, а закладывать в них умение решать определённый круг задач, чтобы небольшие изменения условий задач не повлияли на это.
Понимаете, да, какая проблема? Им переформулируешь задачу — и конец, дети не понимают, что задача практически та же самая, которую они умеют решать, и заходят в тупик.
Вузы, конечно, не остаются в стороне, мы стараемся активно участвовать в школьном образовании, и централизованно, и в качестве репетиторов.
Довольно много преподавателей, почти треть нашего матфака, занимаются именно ЕГЭ, преподают в школах, вкладываются в ребят. Но этого мало, нужно системно менять подход к преподаванию в школах, к школьной программе и, конечно, к ЕГЭ.
А есть среди ваших студентов ребята, которые, например, показали не самые высокие баллы ЕГЭ, но всё равно поступили и потом показали себя только с лучшей стороны?
Да. Самое главное — мотивация и усидчивость. Сколько бы у тебя баллов ни было на входе (ведь действительно бывают ситуации, когда ты что-то упустил на ЕГЭ), если ты нацелен закончить вуз и получить актуальное образование, близкую твоим талантам профессию, да ещё и с хорошими оценками, то ты можешь это сделать. Всегда. Нужно получать материал, понимать его, выполнять задания, задавать вопросы, прислушиваться к педагогам, занять активную позицию и двигаться дальше.
Какова мотивация студентов математического факультета?
Это их будущая профессия и, как говорят на рынке труда, «позиция». Значимые компании, интересные задачи, высокие заработные платы, возможность реализовать себя в интересных проектах.
Анастасия Куренкова, Анастасия Гусёнкова, фото Ильи Бархатова и Константина Курдюкова