Вся эта история могла бы закончится иначе, если бы...
В рассказе про два малых крейсера «Муравьев-Амурский» и "Адмирал Невельской" стоит отметить одну деталь. Как писал в своей записке адмирал Григорович (выбивая заказ крейсеров за рубежом):
Постройка этих двух крейсеров вызывается настоятельною необходимостью получить, хотя бы в 1914 г., два судна с турбинными механизмами для подготовки машинных команд на новые суда.
Не, можно, конечно, сделать вид, что мы верим в то, что нам рассказывают про них, что, мол, "так получилось".
Токмо, скажите мне пожалуйста. почему на "малые крейсера", которые строились в первую очередь для "подготовки машинных команд на новые суда" ставились турбины не Парсонса и не Кертиса (которые использовались в российском флоте, а Melms & Pfenninger? Ни на одном из строившихся и построенных кораблей в Российской Империи эти турбины не стояли (но они стояли на немецких "Кольбергах".
Турбина системы Melms & Pfenninger представляла собой турбину реактивного «парсоновского» типа с несколькими активными колесами Кёртиса со стороны впуска пара, что позволяло обойтись без специальных дополнительных турбин экономического хода. Конструктивно она состояла из двух частей: турбины высокого давления с колесами переднего и заднего хода в одном кожухе и турбины низкого давления.
Каждый паротурбинный агрегат работал на свой вал и включал в себя турбины высокого и низкого давления, а также турбину заднего хода, конструктивно выполненную в общем корпусе с турбиной низкого давления. Турбины высокого давления занимали носовое машинное отделение, турбины низкого давления с конденсаторами и главными циркуляционными насосами - кормовое.
В принципе, турбина очень неплохая, экономичная, но ее обслуживание и управление турбиной было совсем другим. Учить экипажи на этом агрегате было бессмысленно. они не похожи ни линкоровские "Парсоснсы" ни на "Браун Бовери" ни на "вулкановский" Кертис ни по характеристикам, ни по времени выхода на режим, ни по конструкции. С котлами все чуть лучше. Формально, они были Yarrow но "Вулкан-Ярроу" (4 нефтяных, 6 смешанных). Котлы были расчитаны не на давление 17 кг на сантиметр квадратный, а немного большее (19,1 кг/кв. см) Турины работали на давлении 17,5 киограмм.
Каждый котел смешанного отопления имел по четыре топки; каждый нефтяной - по две. Общая площадь нагревательной поверхности в немецких публикациях не приводится; согласно спецификации русского флота она равнялась 4880 м², но итальянские авторы для доставшегося им SMS Pillau указывают гораздо большее значение - 5900 м².
Электроэнергию для многочисленных корабельных потребителей вырабатывали два турбогенератора AEG, располагавшихся в отдельном помещении позади кормового машинного отделения. Суммарная мощность генераторов составляла 360 кВт; напряжение корабельной сети - 200 В постоянного тока, чо не очень свойственно для немцев.
Для приема нефти служили два насоса производительностью по 50 т/ч.
Создание постоянного избыточного давления в котельных отделениях для нормального горения котлов обеспечивалось десятью центробежными турбовентиляторами (тоже AEG).
Еще одна интересная деталь. Во второй половине ноября 1912 г. представитель завода "Шихау" Рудольф Цизе обратился в Морское министерство с просьбой выслать чертежи устройства подачи боеприпасов для 130-мм орудий, а также шкафов и ларей для их хранения в погребах. Но 130-мм пушки только что начали выпускаться Обуховским заводом, и ни элеваторов, ни шкафов для боеприпасов к ним еще разработано не было. Поэтому Р. А. Цизе пришлось довольствоваться таким ответом: «Для малых крейсеров проектирование устройств подачи боеприпасов должно осуществляться самой фирмой в зависимости от местных условий»
Повторный запрос от фирмы последовал в декабре 1913 года, причем фирма запрашивала все чертежи орудия образца 1913 года (включая те, которые ей вообще были без надобности.
Очень много вопросов к графику платежей по контракту. Получалось так, что строитель только спустив корабли на воду получал большую сумму.
По проекту они должны были вооружаться следующим образом: 8 орудий 130/55 мм (образца 1913 года), 4 – 63мм (противоаэропланных), но...
4 августа 1914 года корабли были реквизированы Германией По состоянию на май 1914 года уже было выплачено 3 млн. 100 тыс. рублей. В июле прошел еще один платеж (1 млн 300 тыс. руб.) за спуск на воду второго крейсера.
Крейсера достраивались уже для немецкой стороны. На ходовых испытаниях, проводившихся в конце 1914 г. по сокращенной, ввиду условий военного времени, программе, головной SMS Pillau при водоизмещении 4285 т без труда развил 28-узловую скорость и проектную мощность 30 тыс. л.с.
Уже во время войны они вступили в строй («Пиллау» – в декабре 1914 г., «Эльбинг» – в сентябре 1915 г.) и вошли в состав Флота открытого моря Восемь 130-мм орудий, предусмотренных проектом, были заменены таким же количеством 150-мм орудий SK L/45.
В соответствии с боевым расписанием Флота открытого моря, составленным накануне Ютландского боя, «Эльбинг» и «Пиллау» числились во второй разведгруппе легких крейсеров вместе с «Франкфуртом» и «Висбаденом».
"Эльбинг" имел достаточно короткую биографию. Он участвовал только в двух крупных операциях за всю свою короткую "жизнь". Первая - это бомбардировка Ярмута и Лоустофта, которая произошла в апреле 1916 года, где была короткая стычка с британскими силами. Месяц спустя крейсер приняла участи в Ютландской битве, где и канул в Лету.
В 14 ч 28 мин 31 мая 1916 г. «Эльбинг» открыл огонь по английскому крейсеру «Галатея», начав, таким образом, Ютландское сражение. В 23 ч 30 мин во время атаки английских миноносцев германский линейный корабль «Позен», уклоняясь от торпеды, протаранил крейсер «Эльбинг», который вскоре затонул.
Крейсер "Пиллау" провёл большую часть своей "жизни" во второй разведывательной группе Флота открытого моря, вёл разведку в Балтийском и Северном морях.
В августе 1915 года он участвовал в состав соединения вице-адмирала Эрхарда Шмидта в битве в Рижском заливе против Российского флота. 29 августа крейсер снова вернулся на Северное море.
В ночь с 11 на 12 сентября он ставил мины в минно-заградительной операции у банки Зварте, в ночь с 19 на 20 октября — в операции у банки Амрум, а в ночь с 23 на 24 октября — в выходе в Гельголандскую бухту.
С 16 по 19 декабря «Pillau» в составе соединения контр-адмирала Бедикера контролировал судоходство в проливах Скагеррак и Каттегат, а 31 мая — 1 июня 1916 года, он принимал участие в Ютландской битве. Крейсер получил попадание снарядом калибра 305-мм в носовую надстройку. Несмотря на то, что из строя вышли нефтяные котлы, кораблю удалось избежать потери хода. Потери экипажа составили 4 убитых и 23 раненых.
Принял участие во Втором сражении в Гельголандской бухте, получив еще одно попадание, на сей раз снарядом калибром 381-мм и встал в ремонт. В 1920 году передан Италии и и переименован в Bari.