Обмануть зрителя, заставить его поверить, что перед ним не талантливо написанное полотно, а продолжение реальности, - задача, которую живописцы ставили перед собой в разные эпохи. «Где же картина?» - воскликнул когда-то поэт Теофиль Готье, взглянув на «Менины» Веласкеса, поразившие его.
«Менины» - один из великих шедевров искусства. Но попытки не только создать собственный мир, большой или малый, но сделать его частью мира реального, были и у гораздо более скромных мастеров. Один из них – Самюэл ван Хогстратен (1627 – 1678).
Ученик Рембрандта, он создал немало работ в стилистике наставника, и довольно удачных – можно назвать «Автопортрет», «Прощание Товии с родителями», где царит мягкая рембрандтовская полутень и мерцающее золото. Но здесь он лишь идет следом за гениальным мастером.
Гораздо интереснее Хогстратен в своих остроумных обманках. Кажется, что старик выглядывает из картины, можно потянуть за угол листа бумаги, снять с крючка полотенце, погладить собаку. Мужчина с женщиной, при внимательном рассмотрении, оказываются частью натюрморта, всего лишь рисунком, а уводящая взгляд вглубь анфилада комнат остается тщательно отделанной композицией.
Смотреть на это довольно интересно. И все же возглас «А где же картина?» не вырывается. Слишком нарочито Хогстратен пытается нас обмануть. Но можно хотя бы сделать вид, что мы ему верим.