Найти в Дзене
Кинохроника

Фильм «Кукушка» 2024: Якутский хоррор на грани реальности и кошмара

Фильм «Кукушка» 2024: Якутский хоррор на грани реальности и кошмара
Фильм «Кукушка» 2024: Якутский хоррор на грани реальности и кошмара

Аркадий (Иван Шамаев) возвращается в старый и проклятый дом, где когда-то произошло нечто ужасное. Его появление явно раздражает местного старика (Николай Солдатов), который демонстрирует недружелюбие не словом, а ружьём. Но Аркадий сталкивается не только с недовольным соседом — по ночам из теней появляются когтистые руки, а в окнах мерцает фигура девушки по имени Сайаана (Саяна Банзаракцаева). Её трагическая история показана во вступительном эпизоде: потеряв ребёнка при родах, она покончила с собой, а во время похорон восстала, охваченная злым духом. Аркадий вернулся, чтобы завершить ритуал изгнания и навсегда упокоить душу Сайааны.

Фильм «Кукушка» вырос из одноимённого короткого метра режиссёра Евгения Николаева, который является учеником Дмитрия Давыдова, главного представителя якутской новой волны. Давыдов поддержал коллегу не только на этапе создания сценария и продюсирования, но и продвигал фильм на международных и отечественных фестивалях. Под наставничеством опытного мастера Николаев создал своё самобытное произведение, которое, хотя и следует ключевым принципам якутского кино, не теряет собственной уникальности.

Кинематографические приёмы Николаева перекликаются с теми, что характерны для его региональных коллег: актёры-непрофессионалы, длительные панорамные кадры и неподвижная камера даже в напряжённых сценах. Эти элементы позволяют зрителю погружаться в атмосферу, а чёрно-белая съёмка усиливает ощущение таинственности и тревоги. Визуальная подача становится ключевым способом рассказа, поскольку в фильме практически отсутствуют диалоги, что одновременно усложняет восприятие, но и создаёт сильное вовлечение в происходящее.

Фильм «Кукушка» 2024: Якутский хоррор на грани реальности и кошмара
Фильм «Кукушка» 2024: Якутский хоррор на грани реальности и кошмара

Николаев изначально не рассчитывал на широкую аудиторию, называя своё творение скорее фестивальным, чем массовым. Концепция фильма пришла к режиссёру во сне, что объясняет сновидческую структуру картины: реальность и мистические видения переплетаются, оставляя много пространства для интерпретаций. Здесь можно увидеть как религиозные мотивы, связанные с шаманизмом и якутской мифологией, так и элементы психоанализа, где сознание сталкивается с подсознательным. Но при желании фильм можно рассматривать и как прямолинейную историю о демонах и призраках, пронизанную этническим колоритом.

Эта многослойность добавляет глубины фильму и вызывает интерес у зрителей, особенно если «Кукушка» доберётся до широкого проката. Обсуждения и споры вокруг картины могут только усилить интерес к нетипичному якутскому хоррору.

Заключение

Несмотря на множество достоинств, дебют Николаева остаётся во многом типичным для начинающих режиссёров. Пройдя путь от короткометражки к полнометражному фильму, «Кукушка» потеряла часть динамики, растянув свой сюжет на полтора часа. Хотя история прекрасно оформилась, в кульминации ощущается нехватка напряжения, которое накапливалось на протяжении фильма. Тем не менее, это важный шаг для Николаева. Его дебют демонстрирует потенциал, и есть все основания полагать, что он станет важной фигурой якутской новой волны наряду со своим учителем Дмитрием Давыдовым.

Фильм «Кукушка» 2024: Якутский хоррор на грани реальности и кошмара
Фильм «Кукушка» 2024: Якутский хоррор на грани реальности и кошмара