Действительно, проблемы с кадрами есть, и вы с ней столкнётесь, как и в любом другом бизнесе. Это общая история, маркетплейсы и службы доставки перетянули к себе почти полтора миллиона активных людей, ориентированных на деньги, так что работаем в два раза креативнее и в 5 раз заботливее!
Без шуток.
И рекомендации сегодня будут нестандартными.
1. Поиск персонала
Стандарт для бизнеса – раскидать объявления на всех возможных платформах для поиска работы. Обычно начинают с hh.ru, Superjob, Зарплата и других, но площадок намного больше, и некоторые до сих пор бесплатные или адекватно платные.
Конечно, размещаем вакансии в социальных сетях, но также идём на специализированные форумы и группы, связанные с домашними животными, вступаем в чаты и каналы, особенно связанные с редкими видами животных – те, кто выбрал себе питомцем аксолотля, змею или креветку, гораздо больше заинтересованы в специализированных знаниях и часто хорошо и быстро разбираются в зоотемах.
Иногда сотрудники приходят из благотворительных организаций. Даже если такой контакт не приведёт к найму, он может помочь в дальнейшем партнёрстве.
Стажировки и практика для студентов – тоже работающий вариант: Приглашайте будущих ветеринаров, зоотехников или даже агрономов.
2. Условия оплаты
В нашу бизнес-модель заложена определенная «вилка» зарплат, но в вашем регионе и конкретно в вашей точке возможны исключения. Ориентируйтесь на рынок труда в вашем городе. Изучите, сколько предлагают на зарплатных сайтах, сколько просят соискатели и с какими отраслями вы сейчас конкурируете.
Выбирайте сами, за что мотивировать и как. Одному человеку больше подходит микрооклад и хорошие проценты от продаж, другому – оклад побольше и проценты поменьше (для начинающих или для не слишком уверенных в себе сотрудников, например). Пробуйте разные варианты.
Хотели бы рекомендовать «просто платите больше, чем у конкурентов», но не будем, потому что деньги – не единственный мотив (и часто не главный!).
Есть вариант предложить соискателю гибкий график, чтобы совмещать работу с другими активностями, с учёбой, с воспитанием детей и так далее. Обстоятельства изменятся, а сотрудник останется.
3. Удержание сотрудников
Конечно, первым делом все говорят про создание комфортной атмосферы, дружелюбный и позитивный климат в коллективе. Чаще всего это означает не совсем то, что будет работать – совместные вечеринки и радостные новости иногда даже мешают. А вот что помогает:
- держать сотрудников в курсе происходящего, иначе они не чувствуют себя причастными к большому делу
- давать разнообразные и интересные задачи, помогающие развиваться и расти
- предоставлять возможность для творчества, самореализации
- подходить к каждому с индивидуальной меркой: одному важна парковка у здания, другому – возможность пораньше уходить, третьему – право обучать новеньких, четвёртому – картбланш на социальные сети магазина
- честная и своевременная обратная связь сотруднику, выданная в «сендвиче» из его достижений: сначала отмечаете хорошее, затем то, над чем надо ещё поработать, и завершаете снова комплиментом с верой с будущие результаты. Кажется, сложно? В первое время бывает. Но потом привыкнете и оцените, как это круто работает
- ваша готовность получить обратную связь от сотрудников, их уверенность в том, что от них что-то зависит.
Помогайте людям стать командой, показывайте пример отношения друг к другу, заботы о других. Это очень сильно чувствуется, даже если не обсуждается.
И, конечно же, обязательно организуйте обучение и развитие. Читайте книги, приглашайте экспертов (далеко не всегда это будет платно!), проводите тренинги сами и просите у управляющей компании. Мы только рады, когда команда проявляет такую жадность к знаниям и желание расти.
Ну и последнее по порядку, но не по важности: оставляйте у сотрудников хорошее впечатление о себе, чтобы увольняясь, они всем рекомендовали ваш магазин как работу мечты.