Найти тему

В контексте жизни. Предисловие Татьяны Глазуновой (генерального директора ООО "Консалтинг Групп")

Это предисловие к книге моего отца, Алексея Ивановича Бороздина (1937-2021), педагога-новатора, работавшего с детьми-инвалидами по своему авторскому методу абилитации через музыку и искусство. В этой книге он сам рассказал о своей жизни, начиная с военного детства в оккупированном немцами Курске, учебы во Львовской консерватории, переезда в Новосибирск и заканчивая работой в Центре абилитации детей-инвалидов в Новосибирском Академгородке. Предисловие написано Татьяной Глазуновой, генеральным директором ООО "Консалтинг Групп", к второму изданию книги.

На доброе чтение

Порой судьба делает нам подарки, возвращающие радость жизни, веру в добро, надежду на чудо. Таким подарком для меня стало знакомство с автором этой книги, Алексеем Ивановичем Бороздиным. С первых же минут общения, несмотря на разницу в возрасте, профессиях и жизненном опыте, возникло удивительное чувство взаимопонимания и доверия.

Тогда еще я не знала обо всех гранях таланта Бороздина, но его искренность, легкость и открытость произвели на меня неизгладимое впечатление. Мы сразу нашли общий язык, оказалось, что нас обоих волнуют одни и те же проблемы, у нас схожие взгляды на жизнь, и даже дни рожденья мы празднуем в один и тот же день.

Позже я познакомилась и с феноменальной методикой Бороздина, и с его школой. Причем, чем больше я о нем узнавала, тем больше восхищалась его жаждой жизни и способностью радоваться самым простым вещам. А еще – способностью чувствовать чужую боль как свою собственную.

Формула уникальной, единственной в мире авторской школы педагога-абилитолога Алексея Бороздина, по его собственному признанию, «созрела буквально за 10 минут». Основанная на трех китах – музыке, рисовании и общении – она оказалась настолько верной, точной и эффективной, что за 20 лет успешной работы не только не устарела, но и практически не претерпела никаких изменений.

«Теперь уже с высоты своего опыта могу сказать: нам удалось сделать то, что другим бы не удалось. А уход в детскую педагогику – специальную, это даже для меня было крутовато. И только сейчас приходит понимание того, что я сотворил, понимание необычности своей судьбы», - поделился как-то со мной своими мыслями Алексей Иванович.

А судьба у него действительно крайне интересная и необычная – сплошь состоит из исключений из правил. Поэтому когда я прочитала его книгу, то мне сразу захотелось, чтобы об этом уникальном, лучезарном человеке – педагоге, музыканте, писателе, фотографе, - узнали как можно больше людей. Но, к сожалению, тираж первого издания книги составлял всего 500 экземпляров. Вот мы и решили это исправить – выпустить второе, дополненное издание книги Алексея Бороздина «В контексте жизни».

В этой инициативе компанию «Консалтинг Групп» поддержали и наши коллеги – члены Международного делового клуба ИМИКОР, которых я с удовольствием познакомила на одном из его заседаний со своим другом и учителем.

Пытаться рассказать обо всех талантах Алексея Бороздина – все равно что объять необъятное. Но я попробую – вкратце. Прежде всего, он известен не только в России, но и далеко за ее пределами, как создатель авторской школы по работе с детьми-инвалидами, которых другие специалисты считают безнадежно необучаемыми. Кроме того, многие знают Бороздина как виолончелиста, преподавателя музыкальной школы, воспитавшего не одно поколение музыкантов. За 40 лет преподавания в музыкальной школе ученики Бороздина 79 раз становились лауреатами и дипломантами различных музыкальных конкурсов.

А еще он является знатоком и «реаниматором» творчества чешского композитора Мысливечека. Более того, своими трудами он смог изменить отношение к этому композитору и вообще к национальной музыке в самой Чехии, куда был приглашен на 200-летие со дня смерти Мысливечека.

Кстати, и сам Бороздин тоже – композитор. В его багаже около 60 песен, написанных, в том числе, на слова новосибирской поэтессы Нины Греховой и классика английской поэзии Роберта Бернса. Некоторые из них даже исполнять камерным хором Новосибирской филармонии. Алексей Иванович – обладатель многочисленных званий и наград: заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии «Подвижник России», лауреат Государственной премии Новосибирской области, член Союза журналистов России.

Но и это еще не все. Бороздин оказался ко всему прочему и талантливым фотографом. От его лирических пейзажей, отражающих чудесные лики природы, невозможно оторвать взгляда. В недавно вышедшем в свет фотоальбоме Бороздина три десятка работ: ветка сирени, пробуждающийся лес, тихая заводь и гроздья рябины, великолепие которых оттеняют шапки снега. Из каждого сюжета выплескивается настроение: осеннее и летнее, радостное и тревожное. Глядя на эти картины, вдруг понимаешь, как много прекрасного вокруг нас, надо лишь присмотреться…

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Но главное в жизни Алексея Ивановича – это все же педагогика. Иначе, как объяснить, что в 1962 году он, выпускник консерватории, под удивленные взгляды городских музыкантов пошел не по распределению – в «денежные места», а в только что основанную районную музыкальную школу?

Когда я общаюсь с Алексеем Ивановичем, то каждый раз поражаюсь тому, что несмотря на пришедшую к нему славу, он ничуть не заражен звездной болезнью. В свои 75 Бороздин остается искренним и веселым ребенком, невероятно обаятельным, добрым и открытым. «Никакого капитала я себе не нажил, зато просто купаюсь в великолепном окружении друзей!» - восторженно и беззаботно признается он.

Многие из тех, кто видел Алексея Ивановича, не говоря уже о тех, кто с ним работает или дружит, утверждают, что от него исходит доброта сказочника, волшебника. Обаяние Бороздина соткано из голоса, взгляда, улыбки, в которых – ребячество, но и мудрость, и даже боль. Эта боль – конечно, неспроста. Ему не раз приходилось становиться свидетелем горьких судеб больных малышей. А о детях, брошенных родителями, Алексей Иванович говорит, как о личной трагедии. И предательство это считает самым страшным преступлением, которому нет оправдания. Ну родился ребенок не такой! Но он-то совсем не виноват! Надо воспринимать его таким, какой он есть. И любить его – такого. Он ведь тоже хочет любви и тепла.

Вот он, секрет Бороздина, проверенная, выстраданная методика, безотказный способ вернуть больного ребенка в мир. Сам себя же он называет одним из счастливейших людей, у которого все в жизни сложилось как нельзя лучше – почти сплошное попадание «в десятку». «Мне удалось даже то, что и не планировал», - словно удивляется он.

Мальчишка из Казачьей слободы, он только в четырнадцать лет впервые взял в руки музыкальный инструмент. Позже самоучка, не знавший нот, становится студентом музыкального училища, а проучившись там четыре года, поступает в Львовскую консерваторию, что само по себе событие неординарное. В последующие годы он становится музыкантом, блестящим виолончелистом, талантливым педагогом, а затем и автором собственной методики работы с детьми, от которых отказалась официальная педагогика.

Дело в том, что параллельно с основной деятельностью Алексей Бороздин в течение двадцати лет занимался репетиторством с «нестандартными» детьми, страдающими тяжелыми поражениями нервной системы. Именно это и привело к мысли о создании авторской школы в начале 90-х.

О подвижнических делах Алексея Ивановича и его коллег было написано множество популярных и научных статей. А новосибирский кинодокументалист Владимир Эйснер даже снял великолепный фильм о нем и его уникальной школе. Никогда не забуду, как после показа фильма на заседании Делового клуба ИМИКОР весь зал встал и долго приветствовал аплодисментами вышедшего на сцену его главного героя.

А когда в Москве, на семинаре Центра лечебной педагогики, Бороздин показал видеозапись урока с выздоравливающим аутистом, зал безмолвствовал в течение двух минут: до этого понятия «аутист» и «выздоравливающий» были несовместимы!

Сегодня в школе Бороздина занимаются дети от двух до двенадцати лет с тяжелыми нарушениями умственного и физического развития. И педагоги добиваются фантастических успехов. Многие выпускники этой школы переходят в нормальные детские сады, коррекционные и даже обычные общеобразовательные школы.

В чем секрет успеха? В вере в чудо? В любви к детям? В неутомимом оптимизме? Ведь от каждого из детей, пришедших в эту школу, отказались все специалисты. Диагнозы у них были печальные. Родители готовы были заниматься со своими детьми, но не знали, что делать. А в школе Алексея Ивановича больных ребятишек принимали с радостью и занимались с ними без всяких ограничений, поскольку считают, что любой человек всегда имеет возможность для развития собственных навыков: кто-то с помощью движений, кто-то с помощью рисования или музыки. Как говорит Бороздин, «мы интересны еще и тем, что не боимся ничего: нас не учили в мединститутах – бояться».

В его школе три предмета – музыка, рисование и общая педагогика. Почему? Потому что есть дети музыкально одаренные, несмотря на недуг. Есть дети, любящие рисовать, несмотря на недуг. Но есть дети, равнодушные ко всему. И это, как говорит Бороздин, самое страшное. Однако среди многообразия кубиков, картинок, мозаик, красок, звуков и движений все равно что-то может их привлечь. И педагоги, во многом интуитивно, ищут и находят в ребенке творческие способности, а значит, и интерес к жизни.

Коллектив школы – а сегодня в ней работают уже больше двадцати единомышленников Бороздина – систематически проводит открытые уроки и семинары не только на своей территории, но и в других городах. Словом, загружены максимально. Казалось бы, чего еще желать? Но не тот человек Бороздин, чтобы останавливаться на достигнутом. «Просто жить – скучно», - обронил он как-то в разговоре, выразив, по сути, свое жизненное кредо.

И вот этот талантливый человек предстает перед нами еще одной своей гранью – писательской. Сам он называет это сочинительством, признаваясь, что всегда любил рассказывать разные истории из своей жизни. И вот, несколько лет назад во время дружеского застолья благодарные слушатели, а ими были писатель Георгий Пряхин и журналист Юрий Лепский, предложили ему переложить на бумагу эти рассказы.

Бороздин решил попробовать. И начал писать книгу. На это ушло почти пять лет. Рассказы, вошедшие в сборник «В контексте жизни», охватывают период в семьдесят лет: с июня 1941-го, когда он четырехлетним мальчиком оказался в оккупации в Курсе, и до 2010-го, когда в школу Бороздина пришел поделиться радостью ее бывший ученик, принеся свою иконописную работу. Когда-то от этого глухонемого мальчика отказались все педагоги и врачи, а он, закончив школу Бороздина, стал лучшим учеником православной гимназии. А потом поступил и в православную Академию художеств на факультет реставрации икон.

Время оккупации, послевоенные годы, обучение в консерватории, студенческое веселье, преподавание в школе, самые близкие и родные люди, разные города, среди которых Новосибирск и, наконец, Академгородок. Автобиографией в прямом смысле труд назвать нельзя, это воспоминания Алексея Ивановича, его видение событий, участником или свидетелем которых он был.

Как признался Алексей Иванович, писательство для него оказалось делом нелегким. Он оттачивал буквально каждое предложение, каждую фразу. Видимо, поэтому все рассказы, наполненные лиризмом и чувством юмора, читаются очень легко, на одном дыхании.

Кстати, сейчас Алексей Иванович на основе книги пишет еще и пьесу под названием «Пьеса для одного актера». И мечтает, чтобы главную роль в ней сыграл Олег Табаков. Вполне вероятно, что и эта задумка талантливого автора в скором времени осуществится.

«Мне интересно жить, и вся моя жизнь – хобби», - говорит он. А это значит, что его творческий потенциал неисчерпаем.

Теперь, когда можно сказать, что наше знакомство уже переросло в настоящую дружбу, я очень рада, что оказалась причастна к изданию этой замечательной книги, которая наверняка подарит всем ее читателям множество светлых эмоций и напомнит о том, что в нашем мире еще существуют милосердие, любовь и красота. Когда Алексей Иванович вручал мне экземпляр первого издания своей книги «В контексте жизни», то, со свойственными ему душевностью и лаконичностью, сделал на первом листе дарственную надпись: «Танечке, на доброе чтение!»

И теперь с удовольствием спешу поделиться этим светлым – таким простым, но и очень глубоким пожеланием со всеми, кто будет держать в руках эту книгу.

Всем нам, наверное, хотя бы иногда нужны подобные подарки судьбы. Прежде всего, чтобы порой, остановившись на минутку, вспомнить о самом главном.

Все мы день за днем суетимся, каждое утро, спеша на работу, решая на ходу десятки больших и маленьких проблем. И, к сожалению, очень редко задумываемся о счастье, которое на самом деле возможно для всех нас – любить, сопереживать, просто радоваться новому дню.

Но ведь к творчеству, к познанию и развитию своей души никому не закрыта дорога. Просто кто-то порой нуждается в помощи, чтобы сделать первый шаг, уверен Алексей Бороздин.