Найти тему
Психолог Марина Володина

Пошаговая инструкция оказания первой психологической помощи при острых стрессовых ситуациях

К сожалению, в неспокойном мире сейчас довольно часто возникают острые стрессовые ситуации, связанные с военными операциями, катастрофами, разрушениями, смертью людей или серьёзной угрозой человеческой жизни.

В подобных кризисных ситуациях нет времени на психологическую консультацию или глубинную психотерапию, которая, в общем-то, в таких условиях не работает. Здесь нужны другие методы, направленные на экстренную помощь людям.

Данная инструкция – это алгоритм действий психолога (или другого человека, оказавшегося рядом), имеющий целью предупредить возникновение острой панической реакции и повышение адаптационных возможностей человека.

Последовательность действий:

  • Восстановите собственное эмоциональное состояние. Учитесь контролировать свои эмоции, тогда в экстренной ситуации Вы сможете оказать помощь другим людям.
  • Позаботьтесь о собственной безопасности и безопасности человека, которому Вы хотите помочь. Найдите наиболее защищённое и спокойное место (если это возможно).
  • Представьтесь и скажите, что Вы хотите помочь. Обратите внимание человека на себя: «Вы меня видите? Вы поняли меня?». В стрессе у человека проявляется «эффект тоннельного зрения», когда он видит только пугающую картинку или страшные детали. Постарайтесь расширить поле его зрения.
    Говорите спокойно, медленно и чётко, простыми словами и предложениями. Это поможет стабилизировать состояние человека, у которого только что рухнул мир, который не ощущает опоры.
  • Установите контакт, спросив: «Как Вас зовут?», затем зафиксируйте ситуацию: «Вы шли куда-то? Где Вы находились до… (взрыва, происшествия)?». Стрессовая ситуация делит жизнь человека на «до» и «после», разрывая непрерывное течение жизни. Создавайте условия для его восстановления: «Куда Вы можете пойти? Кому нужно позвонить?».
  • Не затрагивайте эмоции и чувства. Не стоит употреблять слова: «Катастрофа, ужас, паника, трагедия». Не говорите: «Всё будет хорошо. Не волнуйтесь. Успокойтесь. Всё это пройдёт». После таких слов человек ощутит одиночество («Никто не понимает, как мне плохо») и не будет Вам доверять.
  • Повторяйте ответы: «Я понял. Вы – Николай, ехали с работы домой» и т.д. Повторы помогают человеку осознать, что его слышат, он не один.
    Поищите способы, которые помогут человеку вернуть ощущение контроля над собственной жизнью, ощущение собственной значимости. Для этого попросите его выполнить некие действия: описать местоположение, посчитать людей, дома или лекарства, прочитать адрес или помочь оказать помощь пострадавшему.
  • Объясните человеку, что его реакции нормальны для подобной ситуации: «Вы сейчас чувствуете страх (боль, шок, ужас, растерянность, отчаяние, тревогу…). Это нормально в данной ситуации.
  • Отдельные реакции пострадавшего требуют специальных действий.
    Если человек плачет, не останавливайте его, лучше обнимите или держите за руку. Постарайтесь поддержать, но воздержитесь от советов. Если плач затягивается, дайте воды или вместе подышите.
  • Если человек в истерике (чрезмерно возбуждён), не спорьте с ним, не обижайтесь на брань или угрозы. Постарайтесь увести его от толпы, в безопасное место.
  • Если человек в ступоре (застыл, «окаменел», ни на что не реагирует), попробуйте вывести его из этого состояния, сменив тон голоса на громкий, помахав рукой перед лицом или похлопав ладонями по рукам или ногам (ощутимо, но не больно). Пощёчина – не лучший вариант (он больше «киношный»).
  • Завершающий этап – поиск ресурса для выхода из стрессового состояния. Это, конечно, задача специалиста и требует большего времени, но некоторые шаги в этом направлении можно сделать. Например, поговорить о дальнейших действиях: «Кому мы сейчас можем позвонить? Что для Вас сделать? Куда обратиться?». Или назначить время и место следующей встречи ( если Вы – психолог, и можете дальше работать с пострадавшим), передать человека специалисту (если Вы не психолог, а свидетель происшествия) или найти телефон организации, которая осуществляет помощь и поддержку.

    ПРИМЕР (АВТОКАТАСТРОФА):
    КП(кризисный психолог): «Здравствуйте! Я здесь, чтобы Вам помочь. Меня зовут Настя. Вы меня слышите?».
    П (пострадавший): «Да».
    КП: «Как Вас зовут? Сколько Вам лет? Вы москвич?».
    П: «Сергей. 20 лет. Я студент, живу в общежитии».
    КП: «Вы ехали в институт или в общежитие? На такси? Что Вы помните?».
    Пострадавший отвечает, психолог медленно и чётко повторяет его ответы, выстраивая логичное описание ситуации (без эмоциональной окраски).
    КП: «Помогите мне записать точный адрес этого места: улицу, номера домов».
    «Вы хотите пить? Вот вода, можете взять». Можно предложить салфетки, полотенце или тёплую одежду (если есть возможность).
    КП: «Вы сейчас растеряны, ощущаете тревогу, страх. Для подобной ситуации это нормальная реакция. Я постараюсь Вам помочь. Вы хотите сейчас кому-то позвонить?»

    В конце беседы стоит обсудить, как человек привык реагировать на стрессовые ситуации, остановив его внимание на безопасных и эффективных методах, но не оценивая и не упрекая, если он предлагает, например, «напиться». Нужно заметить, что есть более действенные способы: поговорить с близкими, посмотреть фильм, пообщаться с животными, заняться спортом или физическим трудом, уехать на дачу, заняться любимым делом. Обязательно посоветовать, где можно в дальнейшем получить психологическую помощь.
    Дай Бог, чтобы Вам не понадобилась эта инструкция. Но лучше знать, пусть и применять не придётся, чем оказаться в ситуации, когда хочешь помочь, а как, не знаешь.