Найти тему

Дипломная работа: "Удовлетворенность трудом работников современного предприятия (на примере ООО «ТД «АГАТ-АВТО»)".

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Управленческий подход к изучению удовлетворенности трудом персонала

1.2. Методики оценки удовлетворенности трудом персонала предприятия

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ПЕРСОНАЛА ООО «ТД «АГАТ-АВТО»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «ТД «АГАТ-АВТО»

2.2 Диагностика удовлетворенности трудом работников ООО «ТД «АГАТ-АВТО»

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ТД «АГАТ-АВТО»

3.1. Проект мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности трудом персонала ООО «ТД «АГАТ-АВТО»»

3.2. Оценка эффективности разработанных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Удовлетворенность трудом является весьма актуальной проблемой в настоящее время, потому что большинство работодателей в погоне за собственным обогащением забывают о работниках, которые помогают им получать прибыль. Реалии показывают нам, что очень часто на современных предприятиях имеют место плохие условия труда, низкая заработная плата, устаревшее оборудование, отсутствие карьерного роста, в большинстве случаев почти на каждом предприятии наблюдают плохие отношения с руководством. Все эти явления непосредственно влияют на удовлетворенность трудом.

Повышение значения управления персоналом в общей системе управления обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях постиндустриальной экономики трудовые ресурсы в форме «человеческого капитала» начинают играть решающую роль среди других факторов производства; экономические результаты предприятий все в большей степени зависят от социальных факторов (удовлетворенность трудом, перспективы профессионального роста и т.п.).

Удовлетворенности трудом несет в себе ценную управленческую информацию: с одной стороны, ее исследования способствуют выявлению социальных резервов труда и сокращению текучести кадров, а с другой - состояние удовлетворенности трудом способствует формированию у наиболее активной части работников делового, предпринимательского, инициативного, творческого, хозяйского отношения к труду. В то же время у значительной части работников отказ от «уравниловки» в оценке результатов труда вызывает чувство апатии, неуверенности, занижает оценку возможностей труда в удовлетворении своих потребностей.

Ни одна организация не может рассчитывать на успех, если отсутствует настрой работников на работу с высокой отдачей, их заинтересованность в конечных результатах труда и их стремление внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил и в интересах организации.

Степень разработанности темы. Проблема удовлетворенности работников трудом достаточно давно занимает одно из центральных мест в исследованиях социологов и психологов. В разное время ею занимались М. Армстронг, С. Беккер, В.Н. Бовыкин, В.В. Бойко, А.Е. Боковня, Т.Н. Вершинина, В.Р. Веснин, Л.П. Владимирова, Б.М. Генкин, А.П. Егоршин, И.П. Ильин, А.Я. Кибанов, О.В. Копылова, И.И. Кулинцев, Н.Л. Маренков, В.П. Пугачев, А.И. Рофе, С.А. Самыгин, Т.Д. Синявец, В.В. Трифоненко, Ф. Герцберг, В.А. Ядов и другие. Но до сих пор исследование удовлетворенности не утратило своей актуальности. Это, прежде всего, связано с необходимостью изучения трудовых отношений в новых экономических условиях, постоянным изменением структуры ценностных ориентаций, трудовой мотивации. Интерес также представляет изучение отношения к работе в разных сферах деятельности, типах организаций, в зависимости от характера труда.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы заключается в анализе показателей удовлетворенности трудом работников современного предприятия и разработке рекомендаций по их повышению.

Для достижения вышеуказанной цели были сформулированы следующие задачи:

- на основе управленческого подхода, определить сущность и основные элементы удовлетворенности персонала трудом;

- изучить наиболее популярные методики оценки удовлетворенности трудом персонала предприятия;

- дать краткую организационно-экономическую характеристика ООО «ТД «АГАТ-АВТО»;

- Провести диагностику удовлетворенности трудом работников ООО «ТД «АГАТ-АВТО»;

- разработать рекомендации, направленные на повышение на повышение удовлетворенности трудом персонала ООО «ТД «АГАТ-АВТО».

Объектом исследования является персонал ООО «ТД «Агат-Авто».

Предметом исследования являются показатели удовлетворенности трудом персонал ООО «ТД «Агат-Авто».

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области менеджмента, теории и практики развития управления персоналом, а также материал, опубликованный в экономических журналах и учебниках по проблемам управления персоналом.

Методологическую основу исследования составил системный подход, включающий общелогические приемы познания (анализ и синтез, обобщение), методы экономического анализа (измерение, сопоставление, сравнение), методы количественного и качественного изучения рассматриваемых экономических процессов, а также социологический метод исследования (анкетный опрос). Для обработки информации использованы программные продукты Microsoft Excel.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диагностики ценностных ориентаций, типа мотивации и степени удовлетворенности трудом персонала ООО «ТД «Агат-Авто», а также предложенные рекомендации могут быть использованы при планировании, разработке или корректировке мероприятий по повышению мотивации и стимулирования труда.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 72 страницах, состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследования удовлетворенности трудом персонала организации в современных условиях

1.1. Управленческий подход к изучению удовлетворенности трудом персонала

В современной экономической литературе под трудом понимают целенаправленную, сознательную, востребованную деятельность человека деятельность [46, С. 48].

Каждая организация в работе с персоналом решает одни и те же задачи:

- привлекает необходимые для достижения ее целей человеческие ресурсы;

- проводит обучение своих сотрудников; осуществляет оценку участия каждого из сотрудников в достижении стоящих перед организацией целей;

- вознаграждает своих сотрудников, т.е. компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, которые они расходуют работая над достижением организационных целей [48, С. 7].

Удовлетворенность трудом понимается как «состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, а также субъективная оценка возможностей реализации этих запросов» [24, С. 91].

Проблема изучения этого явления обусловлена тем, что сама по себе удовлетворенность отражает индивидуальные, личностные аспекты отношения работника к труду и связанным с ним вещам, то есть имеет психологическое содержание, но традиционно она анализируется с точки зрения социологической науки. В результате происходит искажение подходов к изучению удовлетворенности трудом.

В психологии удовлетворенность рассматривается с точки зрения различных аспектов: удовлетворенность трудом как отношение личности, как мотив, как состояние и как оценка. С учетом психологического подхода к явлению, в процессе изучения удовлетворенности, как правило, анализируются внутренние факторы, определяющие природу и особенности данного явления, - мотивы, интересы, ценности и ценностные ориентации.

Удовлетворенность достаточно сложное понятие, которое многие исследователи [13] интерпретируют как функцию соответствия окружающей среды потребностям работника.

Удовлетворенность может рассматриваться в двух аспектах: узком - внутренняя психологическая реакция на конкретную трудовую ситуацию и в широком - как выражение адаптации личности [55]. Эту точку зрения поддерживает и Т.Н. Вершинина, которая считает, что если рассмотреть человека не просто как элемент социального целого, а как некую автономную по отношению к нему сущность, то одним из важнейших аспектов отношения человека к социальной реальности становится социальная адаптация, тогда удовлетворенность выступает как мера адаптации индивида к этой реальности [13, С. 51]. Мы также придерживаемся этой позиции и считаем удовлетворенность трудом одним их основных субъективных показателей адаптированности работника, степени реализованности его потребностей и мотивов, оптимальности выбранных методов управления персоналом.

Удовлетворенность трудом - это исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы. Удовлетворенность трудом определяют так же, как эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности работой, совершенствования форм ее организации, гуманизации содержания зависит ее эффективность.

-2

Глава 2. Оценка удовлетворенности трудом персонала ООО «ТД «АГАТ-АВТО»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «ТД «АГАТ-АВТО»

Компания ООО «Торговый дом «Агат-Авто» (далее ООО «ТД «Агат-Авто») зарегистрирована 27.10.05 г. по адресу: 400048, г. Волгоград, пр. Тайшетский,4. Компании был присвоен ОГРН 1053477431468 и выдан ИНН 3443067465. Основным видом деятельности является оптовая торговля автотранспортными средствами.

ООО «ТД «Агат-Авто» является крупнейшим предприятием Волгоградской области в сфере розничной торговли автомобилями. В состав компании входят 8 дилерских центров, официальные дилеры и партнеры по продажам более 15 крупных автомобильных марок. В настоящее время ООО «ТД «Агат-Авто» осуществляет продажу, ремонт и обслуживание автомобилей таких марок, как Mercedes-Benz, Lexus, Toyota, Hyundai, Citroen, Mitsubishi, Ford, Skoda, Fiat, SsangYong, ГАЗ, Лада, УАЗ и Иж, Hino, ISUZU, Scania.

ООО «ТД «Агат-Авто» предоставляет клиентам следующие услуги:

- продажа автомобилей в кредит и лизинг;

- обмен подержанных автомобилей на новые автомобили Hyundai (trade-in);

- постановка автомобилей на учет в МРЭО;

- страхование автомобилей;

- установка аудиосистем и охранных сигнализаций;

- продажа автоаксессуаров;

- гарантийное и сервисное обслуживание автомобилей;

- продажа оригинальных запчастей.

Авторизованный техцентр осуществляет гарантийное и постгарантийное обслуживание легковых автомобилей представленных в ООО «ТД «Агат-Авто». Автомобили принимаются вне зависимости от года выпуска и места приобретения.

Работы на станциях технического обслуживания автомобилей выполняются в строгом соответствии со стандартами заводов-изготовителей. Все сервисные центры оснащены новейшим оборудованием и полными комплектами необходимых инструментов для каждой модели. Все мастера постоянно подтверждают квалификацию и проходят обучение на специализированных курсах.

ООО «ТД «Агат-Авто» готово оказать любую техническую помощь:

- специалисты определят неисправность на самом ее начальном уровне.

- имеется большой собственный склад оригинальных запчастей, комплектующих и расходных материалов.

- есть доступ к постоянно обновляемому электронному каталогу запасных частей.

- используется система «7 шагов хорошего обслуживания».

- гарантия безошибочности заказа для каждой конкретной модели автомобиля.

- факт прохождения техобслуживания в центре всегда подтверждается соответствующей записью в сервисной книжке.

-3

2.2 Диагностика удовлетворенности трудом работников ООО «ТД «АГАТ-АВТО»

В ООО «ТД «Агат-Авто» выделяют 4 квалифицированных групп, непосредственно связанные с торговой деятельностью:

- руководители высшего звена;

- руководители отделов и подразделений;

- специалисты и вспомогательный персонал (далее по тексту - ВП).

Учитывая вышеизложенное, при проведении исследования нами были выделены 3 основных категорий персонала, при этом руководители объединены в одну группу, деятельность которых существенно влияет на результаты работы ООО «ТД «Агат-Авто»: «руководители», «специалисты» и «ВП».

Анализ ответов анкеты № 1 (приложение А) показал, что среди опрошенных большинство составляют мужчины (82,9%), доля женщин при этом составляет 17,1% (таблица 2.1).

-4

Распределение респондентов по квалификации, образованию, стажу работы и уровню среднемесячной заработной платы представлено в таблице 2.2.

-5
-6

На рис. 3 представлена «Пирамида потребностей персонала ООО «ТД «Агат-Авто» по Маслоу», где наблюдается значительное преобладание вторичных потребностей над первичными потребностями, если вторичные потребности составляют 60,65%, то на долю первичных потребностей приходится лишь 39,35%.

Исследование типа мотивации, ценностных ориентации респондентов было проведено по анализу ответов на 1-вопрос анкеты №1 по классификации мотивов, описанной в пособии А.Я. Кибанова [30, С. 302], согласно которой блок вопросов разбивается на 4 подгруппы, направленных в первую очередь на:

- содержание работы (вопросы 4, 8, 11, 14);

- общественную полезность (вопрос 13);

- оплату труда (вопросы 3, 5, 9);

- статус работника (вопросы 1, 2, 6, 7, 10, 12, 15).

Вопросы 1 и 2 подгрупп характеризуют ценностную ориентацию, а 3 и 4 подгрупп - прагматическую ориентацию респондентов.

-7
-8