Конспект урока «Мир эмоций»
Цель: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях
переживания и проявления эмоций.
Задачи:
• информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживаний;
• создание условий для развития способности к осознанию подростками
собственного мира эмоций и чувств;
• создание условий для развития способности подростков понимать
эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.
Целевая группа: учащиеся 5-7 класса
Ход урока:
Знакомство с понятием «эмоции».
(картинка)
Но для начала обратите внимание на это лицо. Показывает, когда у нас бывает такое выражение лица? (когда весело, радостно). О чем говорит? (что человеку хорошо, приятно).
(картинка )
А когда у нас бывает такое лицо? (когда недовольны, злимся, в гневе). О чем говорит? ( что человеку плохо, что он может сделать что-то плохое)
(картинка)
А когда у нас бывает такое выражение лица? (когда боимся, страшно и не приятно). О чем говорит? ( что человеку плохо, он боится)
Посмотрите ребята, вы назвали такие понятия, как радость, злость, гнев, страх. Так мы можем выражать наше отношение, наше чувство к тому, что происходит вокруг нас или внутри нас. А это и называется – эмоциями. Т.е. эмоции – это выражение нашего отношения, наших чувств к происходящему вокруг нас или внутри нас.
Но кроме мимики нам могут помочь и жесты (движение рук) и поза человека, походка, положение ног.
Упражнение 1 «Покажи без слов»
Цель: снятие напряжения, сплочение группы.
Содержание:
ведущий просит выйти к нему одного из участников. Затем предлагает жестами, без слов показать ситуацию. Остальные участники пытаются угадать то, что изображает их одногруппник. Тот, кто угадает становиться на место ведущего. Примеры ситуаций: "Завтра не будет математики", "Дай списать", "Пойдем в столовую", "Давай прогуляем урок", "Завтра будет дискотека" и т.д.
Конечно, это упражнение подарило нам еще и частичку хорошего настроения, и положительные эмоции, ведь эмоции, как мы с вами уже говорили это наша реакция на конкретные ситуации это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира. Именнооб эмоциях мы сегодня и поговорим.
Иногда мы сталкиваемся с проявлением негативных эмоций, а свои эмоции
мы сдерживаем (внутри нас может остается обида, злость, зависть и др). Если кипящий чайник закрыть плотно крышкой, да еще зажать носик, то он в конце концов взорвется, причинив вред тому, кого он ошпарит и самому себе. Так и человек: копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе. Давайте сейчас по пробуем продемонстрировать ивыплеснуть наружу свои негативные эмоции, которые в нас остались по каким-то причинам.
Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.
Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно
учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит
выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не
причинять им вреда.
Где живут эмоции?
Наши эмоции живут в теле, каждое наше переживание сопровождается реакциями организма – повышением или понижением температуры, давления, учащением сердцебиения и так далее. Так наше тело заботится о нас, оно делает всё, чтобы мы выжили, были здоровыми и чувствовали себя хорошо. Организм подает нам сигналы о голоде, об усталости, о перемене температуры. Наш организм – это огромная вселенная. Телесное и психологическое здоровье взаимосвязаны, они образуют единство, очень важно относиться бережно и с заботой к своему телу особенно в подростковом возрасте, в период активного роста и развития.
Упражнение 2 «Измени свой пульс»
Нащупайте у себя на запястье место, где биение сердца ощущается отчётливее всего. Сосчитайте количество ударов в течение 15 секунд, умножьте полученный результат на 4. Так мы вычислим количество ударов в минуту.
Закройте глаза. Расслабьтесь. Вспомните и во всех деталях представьте ситуацию, когда вы сильно радовались. (Даю 2 минуты).
Сосчитайте пульс теперь. Запишите.
Далее предлагается вспомнить ситуации, когда ребята сильно боялись, испытывали обиду, чувствовали себя счастливыми. После каждого из воспоминаний фиксируется пульс и отмечается, как он изменяется по сравнению с предыдущими измерениями.
Так при каких же обстоятельствах нам может пригодиться умение произвольно изменять своё состояние? От чего зависит, насколько хорошо или плохо это получается у того или иного человека?
(Ответы учащихся).
Итак, ребята, это упражнение очень ярко демонстрирует, как наши физиологические реакции зависят от эмоционального состояния. Мы можем самостоятельно контролировать психологическое и физическое состояние через направленное воображение: представление тех ситуаций, которые подразумевают желательные изменения.
Как справиться с неприятными, негативными эмоциями?
1. Дыхательные упражнения – если вам страшно или вы беспокоитесь. Попробуйте вдохнуть медленно, считая до 10. А потом считайте в обратном порядке и выдыхайте. Давайте сделаем это вместе. Восстановление дыхания приведет ваше тело из боевой готовности в спокойный режим.
2. Физические упражнения – если вы злитесь и очень разгневаны. Можно сделать 10 приседаний или отжиманий. Агрессия и злость даны живым существам для преодоления препятствий, из-за чего у нас вырабатывается очень много энергии. Поэтому напряжение можно снять физическим трудом. Еще можно побить подушку.
3. Творчество – если вы обижены, напишите письмо обидчику, а потом порвите. Слепите его фигурку, а потом сожмите ее. А когда вы успокоитесь, то можно будет начинать разговор и находить пути к примирению.
Упражнение 3 «Скомкай лист»
Цель: выплеск наружу негативных эмоций и переживаний при помощи
переноса в рисунок и слова
- Я вам раздам листочки, а вам необходимо выразить на этот лист весь свои
негатив в виде рисунка, слов, выражений, символов.
Затем ученикам предлагается волшебное ведро негативных эмоций, куда следует выбросить скомканые листы со своими негативными эмоциями и освободится от них.
Рефлексия.
Мы познакомились с различными эмоциями. Обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то- волнуется, тобоится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни.
Вопросы:
Что особенно понравилось?
А что для вас было самым интересным?
Домашнее задание
Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями. Запишите свои способы владения эмоцию.