В этой статье речь пойдет об удивительных домах Ивановской горки, расположенных по адресу Хохловский переулок 7–9, строения 1-5.
Емельян Украинцев и внешняя политика России
Палаты, построенные в конце XVII века на берегу речки Рачки (примерно 1690-е года) для дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева (1641–1708, русский государственный деятель, дипломат, думный дьяк, посланник России в Швеции, Дании, Голландии, посол в Турции, Польше, глава Посольского приказа в 1689–1697 годах).
Выстроены палаты были по обычаю того времени – глаголем (т.е. буквой "Г"), а помещения были разделены на традиционные мужскую и женскую половины. Прислуга и хозяйственные службы, в том числе кухня и погреба, находились на первом этаже, жилые покои – на втором. Это видно по размерам окон первого и второго этажей. Красное крыльцо вело на второй этаж.
Именно в этом доме разрабатывалась внешняя политика Русского государства.
«Он вырос среди государственных дел и оставил повсюду следы выдающегося благоразумия. Ведя дела счастливо и похвально, он прославился своею мудростью, которая вызвала зависть соперников. Некоторые порочные клеветники часто подвергали жизнь его опасности пред Государем, но по милости Неба он ускользал от их козней». Австрийский дипломат Корб о Емельяне Украинцеве.
Михаил Михайлович Голицын и кондиции для Анны Иоанновны
Украинцев наследников не имел, его имущество отошло в казну, и Петр I пожаловал дом князю Михаилу Михайловичу Голицыну (1675–1730) за победу в Полтавской битве (1709 год):
При императоре Петре II, когда императорский двор возвращается в Москву, Голицын поселяется в своём доме на Хохловке и расширяет владение, выкупив соседние участки у Беклемишева и Полтева. Михаил Михайлович вместе со своим братом Дмитрием стал одним из виднейших деятелей Верховного тайного совета, призвавших на русский престол дочь царя Иоанна Алексеевича, курляндскую герцогиню Анну в 1730 году. Именно М.М. Голицын возил на подпись Анне «кондиции», составленные Верховным тайным советом. В декабре 1730 года М.М. Голицын умер. За Анной Иоанновной в Россию приехали ее немецкие фавориты, русское дворянство было против них. Но, как говорил секретарь французского посольства Маньян, недовольные оказались бессильны: «Теперь у русских нет вождя по смерти фельдмаршала Голицына».
Интересным моментом в истории палат является деревянный переход, связавший их с приходской церковью Святой Троицы в Хохлах. Появление перехода относится к 1709–1768 годам, когда усадьба принадлежала князьям Голицыным.
После 1730 года владение переходит к младшему сыну М.М. Голицына – Александру Михайловичу (1718–1783, видный военачальник, участвовавший в Семилетней войне, командовавший русской армией в Молдавии в начале русско-турецкой войны 1768–1774 годов). Оставив армию, А.М. Голицын поселился в Петербурге, а московское владение продает казне за 11 тысяч рублей, теперь в палаты заселяется архив Коллегии иностранных дел.
"Архивные юноши" и "История государства Российского"
Архив Коллегии иностранных дел был создан в Москве в 1720 году. Он включил в себя древнейшие документы московского великокняжеского и царского архивов XIV–XVII веков, Посольского приказа, хранился в старых подземельях кремлевского приказного здания.
Затем – в сырых подвалах бывшего Ростовского подворья близ Варварки. Ценнейшие документы часто гибли от сырости и вредителей. В 1766 году сначала советником, а затем управляющим архива был назначен Герард Фридрих Миллер (1705–1783, в России его звали Федором Ивановичем).
Именно Миллер добился приобретения для архива нового помещения и выбрал дом Голицына. Архив перевезли в Хохловский переулок в конце 1770 года. Здание отремонтировали, причем утрачены были многие детали интерьеров, а также уничтожено красное крыльцо во дворе. Строение приспособили для хранения архивных бумаг: навесили железные двери, решетки и ставни на окнах, деревянные полы в верхних покоях заменили чугунными. Каменный дом не примыкал к другим строениям, так что пожары ему не угрожали. Грамоты, свитки и дела размещены были в шкафах в сухих палатах. Они оказались в безопасности от крыс и мышей.
Служба в архиве становится привлекательной для высокородной московской молодежи. Через архив пролегала дорога к дипломатической карьере, поэтому возможности служить «юнкерами» и переводчиками в нем добивались отпрыски многих аристократических родов. "Архивными юношами" (так назвал их в "Евгении Онегине" Пушкин) в разное время были: братья Тургеневы, Д.В. Дашков, Д.Н. Блудов, Ф.Ф. Вигель, братья Веневитиновы, И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, Н.А. Мельгунов, С.А. Соболевский, С.П. Шевырев, Н.П. Огарев, А.К. Толстой.
Перед приходом французов в Москву самые ценные документы были эвакуированы, здание архива уцелело, сгорел только флигель, где жили чиновники.
По донесению секретаря архива Н. И. Ждановского, после отступления французов из Москвы в уцелевшем большом корпусе дома «замки и задвижки сбиты и изломаны, также и крыша в одном месте посреди сего корпуса, будучи французами взломана, ветром снесена, а от подорвания неприятелем… в Кремле подкопа вышибло духом несколько окон-чин и перебило много стекол…». Недосчитались нескольких десятков дел и трехсот библиотечных книг.
Карамзин занимался в архиве, ища документы для написания «Истории государства Российского». Здесь был Пушкин, готовя «Историю Пугачёвского бунта».
К середине XIX века здание перестало вмещать накопленные документы. Самые древние и ценные документы перенесли в Оружейную палату, все остальные в 1874 году перевезли в здание Горного правления (бывшие палаты Нарышкиных) на углу Воздвиженки и Моховой. Сегодня на месте палат - Государственная публичная библиотека (Ленинка).
Нотопечатня Юргенсона
В 1875 году палаты были переданы Московскому отделению Русского музыкального общества.
В это же время Юргенсон (не имея денег и помещения), уже знакомый с Николаем Рубинштейном, излагает свои соображения по поводу музыкальной типографии. Рубинштейн предлагает создавать нотопечатню в полученном обществом здании.
В 1877 году Комитет Русского музыкального общества решил купить дом для Московской консерватории, П. И. Юргенсону было выдано письмо–полномочие на переговоры по этому вопросу. После покупки здания для консерватории у Московского музыкального общества были проблемы с деньгами, и Юргенсон (вероятно в 1880–1882 году) выкупает у него здание, заплатив самую высокую цену – 129 тыс. рублей и еще добавляет 44218 руб.
В 1895 году друг Чайковского, архитектор И. А. Клименко (работал в Екатеринославе, Таганроге, Ростове-на-Дону, Царицыне, Самаре, Рязани), построил между палатами и зданием чиновников архива 3-х этажное здание:
В нотопечатне Юргенсона были впервые опубликованы почти все произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и многих других композиторов.
С 1861 года (момент основания издательства) по 1911, т.е. за 50 лет работы, число музыкальных произведений достигло 35 300 номеров, напечатанных примерно с 4 млн. гравированных металлических досок.
Каталог фирмы занимал 521 страницу убористой в 2 столбца печати.
В доме у Юргенсона часто останавливался Чайковский. "Я ужасно люблю твой отставной архив с его феноменально толстыми стенами, с его живописным положением и характерностью", – писал Чайковский Юргенсону.
После смерти Петра Юргенсона в 1903 году, дело издателя продолжил его сын, Борис Петрович Юргенсон.
Советское время
В 1918 году издательство национализировали, и оно продолжало работать сначала как подразделение Музыкального отдела Наркомпроса, затем – как Музсектор Госиздата, а в 1964 г. получило название «Музыка».
Арт-кластер "Хохловка"
До 2006 года в здании работала Типография № 8. После ее закрытия в зданиях требовался ремонт, но, как положено, началась борьба за землю – лакомый кусок практически в самом центре города. Ценность самих зданий мало кого интересовала. До 2013 года здесь проводились массовые мероприятия: вечеринки, вернисажи, фестивали. Позже остались маленькие магазинчики и кафе.
Сегодня весь квартал, включающий здания палат Украинцева и нотопечатни Юргенсона с их дворовой частью, начинают огораживать и ремонтировать. Интересно, это будет научная реставрация или, как всегда в последнее время: "переоборудование под современное использование" с полным уничтожением внутреннего пространства и оставлением только фасадной стены, а то и ее реплики. Поживём – увидим.
Если вы хотите побольше узнать о Юргенсоне, переходите сюда.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
Источники
Белокуров С. А. Московский архив Министерства иностранных дел в 1812 г. // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1912 Московский главный архив и его прежние посетители: Сборник МГАМИД. М., 1883, вып. 3—4
Евдокимов Г.С. «Палаты дьяка Украинцева»: опыт реставрационного исследования
НА СКРИЖАЛЯХ ИСТОРИИ. Официальный сайт храма Святой Троицы в Хохлах
Очерк жизни и деятельности Емелиана Игнатьевича Украинцева. Официальный сайт Храма Воскресения Словущего в усадьбе Щербатово (МО)
Палаты думного дьяка Украинцева. Городской портал Москвы Moscow Org
Фрагменты декора и исторические камины: первые находки в палатах дьяка Украинцева. Официальный портал правительства и мэра Москвы