Сердцем современного пассажирского тепловоза ТЭП70БС (производства АО «Коломенский завод») является силовая установка. Она представляет собой сложный механизм, который преобразует химическую энергию топлива в механическую и электрическую энергию.
Что такое силовая установка?
Силовая установка - это дизель-генератор, состоящий из непосредственно дизельного двигателя и генератора переменного тока. При запуске дизеля топливо подаётся в его цилиндры, где происходит сгорание топлива. В результате этого процесса выделяется энергия, которая преобразуется в механическую энергию - вращение коленчатого вала. Коленчатый вал вращает ротор генератора, который вырабатывает электрическую энергию, необходимую для питания тяговых электродвигателей локомотива. Тяговые электродвигатели, в свою очередь, вращают колесные пары и тепловоз приводится в движение.
Как устроен дизель-генератор?
На пассажирских тепловозах ТЭП70БС в качестве силовой установки используется дизель-генератор 2А-9ДГ-01, мощностью 4000 л.с. (2942 кВт). Основными элементами дизель-генератора являются дизельный двигатель 5Д49 и тяговый агрегат АСТМ 2800/600-1000.
Дизель 5Д49
Дизель 5Д49 представляет собой четырёхтактный шестнадцатицилиндровый двигатель внутреннего сгорания с V-образным расположением цилиндров. Он оснащен турбокомпрессором и охладителем наддувочного воздуха, что обеспечивает его экономичную и эффективную работу.
Работу дизеля обеспечивают несколько систем: топливная система, система смазки, система охлаждения, система воздухоснабжения и выпуска отработавших газов.
Главная задача дизельного двигателя — вращать вал ротора тягового агрегата, который соединен с коленчатым валом дизеля при помощи муфты.
Тяговый агрегат АСТМ 2800/600-1000
Тяговый агрегат состоит из двух генераторов, объединённых в одном корпусе: тягового и вспомогательного. Тяговый генератор служит для питания тяговых электродвигателей постоянного тока (через выпрямительную установку). Вспомогательный генератор, в свою очередь, питает обмотки возбуждения как тягового, так и вспомогательного генераторов (через выпрямитель возбуждения), а также обеспечивает энергией вспомогательные системы тепловоза и питание системы отопления пассажирских вагонов.
По тематике устройства и принципа работы тепловозных дизелей и устройства тепловоза ТЭП70БС компанией ООО “НТЦ “3DFAB” разработаны следующие электронные образовательные ресурсы: