Найти тему
Задача выжить

"Дальняя рука" армейской авиации - новейшая Х-39 заметно подросла в возможностях.

Модернизация ракет - это хорошо, особенно если речь касается таких наиважнейших изделий, как Х-39, более известной под наименованием ЛМУР. На что теперь способна эта ракета мы и обсудим.

Источник: Минобороны России. Ми-28 - первый носитель ракет Х-39.
Источник: Минобороны России. Ми-28 - первый носитель ракет Х-39.

Приветствую на канале!

Далеко не секрет, что основным ударным средством наших вертолётов, за исключением неуправляемых ракет, являются различные ПТУРы - "Вихри", "Атаки" и тому подобные решения. С одной стороны, бьют они далеко - до 8-10 километров, в зависимости от изделия и условий, да и пробивают любую цель, без исключений. Ни танк, ни ББМ, ни даже оснащённая средствами активной защиты техника уйти из-под удара не сможет - последние несколько лет тому прямое и неоспоримое доказательство. Но, как всегда, есть нюанс - лазерная система наведения. Ракета летит по лучу, источником которого является сам вертолёт. Отсюда и необходимость машины висеть в одной точке, что может стать для неё опасным моментом - манёвр уклонения можно совершить только после попадания ракеты в цель. Так вот, последние годы чётко продемонстрировали, что 6-8 километров зачастую мало, и ракета нужна новая, желательно с более продвинутой системой наведения. Благо, таковая уже имелась незадолго до начала операции - это Х-39, известная как ЛМУР, или же лёгкая многоцелевая управляемая ракета. Главное её отличие от всего того, что применяет армейская авиация - это наличие оптико-электронной ГСН, благодаря чему появилась возможность бить в цель не выходя из укрытия. То есть носитель, вертолёт, может пользоваться рельефом, зданиями, да чем угодно, что укрывает его от вражеских перехватчиков. При этом сама машина может двигаться как ей угодно, не зависая на месте.

Источник: АО "Вертолёты России". Ка-52 с ракетой Х-39.
Источник: АО "Вертолёты России". Ка-52 с ракетой Х-39.

Дальше - больше. Казалось бы, новая ГСН решает основную проблему, что может быть лучше? А лучше только дальнобойность - ЛМУР способна преодолеть до 15 километров, благодаря чему винтокрылая машина выходит из-под удара некоторых зенитных средств противника, особенно стареньких советских модификаций. Правда, в таком режиме ракета способна лететь только при условии управления с помощью подсистемы АС-БПЛА, установленной на носителе. То есть оператор целиком и полностью контролирует ЛМУР и выбирает цель, когда та достигает конечной точки. Есть ещё и автоматический режим, но он не подразумевает стрельбу на максимальную дистанцию - это своего рода ПТУР-режим, когда изделие фиксируется на выбранной цели, а винтокрылая машина может уходить сразу после пуска. В общем, как не посмотри, но Х-39 - это лучшая многоцелевая ракета, что есть у нашей армейской авиации, без очевидных ложек дёгтя. Разве что количественно она уступает "Вихрям" и "Атакам", но, как показывает практика, вопрос этот решается активно. Косвенно эту теорию можно подтвердить ведущейся модернизацией изделия, так как 15 километров хоть и приличная дистанция, но иногда её не хватает - например, при работе в особо укреплённых районах. И недавно наша ЛМУР стала бить ещё дальше - более 20 километров. Казалось бы, рост не такой уж и значительный, но за ним следует несколько весьма интересных выводов. Во-первых, зенитным ракетным комплексам противника, теперь и средней дальности, будет гораздо сложнее поймать наши вертолёты. Например, американским NASAMS, если те оснащены ракетами из "стандартного" боекомплекта.

Источник: ИЗВЕСТИЯ, автор - Дмитрий Коротаев.
Источник: ИЗВЕСТИЯ, автор - Дмитрий Коротаев.

Впрочем, дальность полёта - это лишь верхушка айсберга. Второй вывод, плавно из него перетекающий - это модернизация системы управления, которой теперь придётся сохранять устойчивую связь с оператором на гораздо большем расстоянии, чем это было ранее. Напомним, что взаимодействие происходит через подсистему АС-БПЛА, которая не только управляет ЛМУР, но ещё и рядом беспилотников, благодаря чему повышается осведомлённость экипажа об окружающей обстановке. К чему мы об вообще заговорили? Дело в том, что с недавних пор наше "Изделие 305" стало применяться с помощью Ка-52М, у которого главной отличительной особенностью выступает гораздо более продвинутая РЛС, а точнее сразу две. Видят они далеко, основная так и вовсе выполнена по технологии АФАР, а значит вертолёт может сам находить цели на большом расстоянии, не опираясь исключительно на данные разведки. Третий вывод, а точнее вопрос - за счёт чего увеличилась дальность? Вариантов ответа масса - более энергоэффективное топливо, оптимизация конструкции, расширение баков, новый двигатель или просто увеличение габаритов. Х-39 и без того не маленькая, и весит больше сотни килограмм - если и добавится "десятка", вряд ли носитель что-то почувствует. С другой стороны, может и боевая часть увеличилась? В стандартном варианте её вес составляет 25 килограмм - это довольно много, особенно сравнивая с другими ПТУРами, у которых данный параметр в несколько раз меньше. Отсюда и гораздо большая эффективность при работе против каких-то укреплённых точек или зданий, включая мосты и переправы, абсолютно недоступные "Вихрю" или "Атаке".

Источник: РИА Новости, автор - Михаил Воскресенский. В кадре Ка-52М.
Источник: РИА Новости, автор - Михаил Воскресенский. В кадре Ка-52М.

Подводя итог отметим, что с такой обновлённой ракетой наши модернизированные Ка-52М наконец-то получили действительно дальнобойное средство, способное вывести из-под удара винтокрылые машины, по крайней мере в особо опасных районах. Да, ракет этих не так уж и много, как хотелось бы, но, повторимся, работа идёт и столь глубокая модернизация прямо свидетельствует о приоритете выбранного направления. Следующий этап - поднятие планки до 30, а там недалеко и до 50 километров полёта, а по средствам обнаружения запас так и вовсе до сотни километров.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - скоро нас 110 000. Спасибо каждому!