Сегодня тема непростая. Не для слабонервных.
Попытаюсь предельно честно, без розовых пони и единорогов рассказать всё, что думаю о "прекрасных детях, подаренных нам небесами", чтобы мы, родители таких детей, становились лучше, добрее, терпимее.
Итак, начнём. Как вы уже поняли, тема эта родилась из другой, про веру, про церковь для наших детей. Для их родителей. Обсуждали её буквально на днях.
Ещё раз скажу, что я очень радуюсь за людей, которые находят в религиозной жизни своё утешение.
Им так легче, намного проще. Мозг человеческий так устроен, что он защищает себя от негативной информации, от суровой правды.
Иначе бы люди не смогли вынести все свалившиеся на них тяготы жизни, двигаться вперёд, радоваться, надеяться на позитивные перемены.
Мы все защищаемся, как можем.
Но ведь здесь явный перебор - говорить, что наши дети - ангелы, что они - награда, огромное счастье - получить их доверие, дружбу, лишенную лицемерия, зависти, меркантильных интересов.
Всё это так. Меркантильных интересов у людей с аутизмом нет. Многие из них абсолютно равнодушны к деньгам.
Но о какой дружбе идёт речь, когда люди нездоровы, многие видят только себя и свои проблемы? Для них мама - всего лишь обслуживающий персонал, как бы горько всё это ни звучало.
И не должны родители быть друзьями своим детям. Тем более психически неуравновешенным. Они должны командовать, управлять.
Иначе очень скоро поймут, что их любимое чудо диктует свои порядки. Может закатить истерику в любой момент, убежать или устроить какой-нибудь непредвиденный "сюрприз", от которого будут дрожать руки и ноги и дёргаться глаз. Это они запросто. Дай только слабину.
И можно убеждать себя бесконечно, в том, что растишь непорочного ангела, непризнанного обществом гения, ребёнка-индиго. Но факт остаётся фактом. Сложно нам, родителям таких детей, а порой и невыносимо.
Мне вот уже не нужно никакое царство божье там за чертой. Никакие награды за доброе отношение, любовь и терпение.
Я хочу быть счастливой здесь и сейчас. В этой единственной моей земной жизни. Хочу, чтобы сын исцелился, и стал нормальным парнем. Но, увы, это невозможно.
И всё равно надо жить. Пусть одним днём. Не заглядывать далеко в будущее, чтобы не повредиться ненароком рассудком. И по возможности радоваться, находить в жизни что-то хорошее.
Не может быть, что его совсем нет.
Я живу так. Многие так живут невоцерковлённые. Верующие и неверующие.
И я вижу отчётливо все проблемы и трудности. Вижу, что рядом со мною не ангел, а нездоровый человек, который сам временами страдает из-за своих странностей и особенностей.
Ну есть у него талант запоминать даты, чужие дни рождения и безошибочно определять в какой день недели кто-то появился на свет.
Сомнительный талант, совершенно непригодный для жизни.
Хорошее здесь только одно - никого не забудет поздравить и даже про вахтёра вспомнит из центра, который уже давно на пенсии и про педагога из техникума, который у него ничего не вёл. Работал с группой озеленителей.
Но лучше бы в этой голове что-то другое вот так же записывалось и откладывалось на долгие годы, что-то более важное. Например, правила, которые нужно неукоснительно выполнять.
Или какая-то программа, которая считывает настроения других людей, их эмоции, отвечает за эмпатию.
А то ведь Серафим никогда не спросит, как дела у бабушки, как она себя чувствует. Устал ли отец. И очень удивляется, когда я его, Серафима, выпроваживаю из комнаты и прошу не шуметь после десяти вечера.
Ну хорошо хоть выполняет эти пункты... Старается выполнять. Не всегда получается. Но уже намного лучше, чем было.
Мама моя на днях обрадовала. А потом очень сильно огорчила. А я-то уже и поверила. Уши развесила.
А сказала она мне следующее: "Представляешь, внук мой пришёл, пожелал доброго утра. Спросил, как моё здоровье. Я чуть в обморок не упала."
А потом, сделав паузу, объяснила, что это шутка. Ничего не спросил, ничего не пожелал. Всё как обычно. Ничего нового, интересного.
Зашёл и стал повторять одно и то же.
Про здоровье может спросить, но не бабушкино. Спрашивает про её знакомую, которой 85 лет. И то, я думаю, его мало интересует её жизнь. Это традиционный вопрос, который он задаёт, когда видит свою бабушку.
Для каждого члена семьи у него припасены свои реплики. Для меня одно. Для моей мамы - другое. А с отцом он по-прежнему не разговаривает.
Общается только через меня.
Нет, я не хочу сейчас сказать, что мой сын полностью лишён эмпатии и сострадания. Он переживает за близких.
Помните, как ходил проверять отца, когда я неудачно выразилась. Сказала, что тот уже не встанет, имея в виду, что очень устал, крепко уснул и будет спать до утра. И потому не нужно его поднимать, чтобы постелить постель.
Так же и к бабушке сын мой ходит, проверяет дышит - не дышит. В те дни, когда она себя неважно чувствует.
Может еду отцу разогреть. Как-то ещё позаботиться о нём.
Но всё равно не хватает чего-то важного.
Иначе бы он почувствовал, что нельзя никому мешать, что мама тоже человек. А не робот и не железный дровосек, который может не спать сутками.
Она не должна видеть капризы сына. То, как он превращается в свои 20 с лишним лет в двухлетнего беспомощного малыша.
Не обязана отвечать на одни и те же вопросы с одной и той же интонацией голоса, не меняя порядок слов. Много лет подряд. От чего уже голова идёт кругом.
Не обязана слушать днём и ночью про кошечек и про то, как сын меня обожает.
Мне не нужны эти слова. Лучше бы Серафим молчал, но я чувствовала его любовь и заботу.
Ну вот такая я вредная. Всё мне мало.
Узнала недавно с удивлением, что некоторые мамы неговорящих детей мне завидуют. Говорят: "Какая же вы счастливая. С вашим сыном можно общаться."
Общаться-то можно, но только на темы, которые ему самому интересны. А в остальное время я буду слушать одно и то же. Про кошек.
И про Волшебницу, в которую он влюбился окончательно и бесповоротно.
Сомнительное, скажу я вам, удовольствие.
Поэтому, нет, не ангелы наши дети, не богоизбранные.
И их родители не вытянули в жизни счастливый билет, не получили награду.
Или наказание. Ну вот так случилось, так сложилась у них жизнь.
И нужно её прожить достойно. Не впадая в отчаяние, не теша себя никакими иллюзиями.
Хотя кое-кому перед тем, как планировать ребёнка, нужно было ещё всё на сто тысяч раз обдумать, если с генетикой не повезло. Если есть в роду люди с психическими расстройствами или очень вредными привычками. Это я сейчас про себя говорю, про таких, как я.
А у кого-то ведь всё как гром среди ясного неба, никаких проблем в будущем жизнь не обещает. И всё равно получается не так, как хочется.
Особенно жалко других, здоровых детей, братьев и сестёр тех. кто имеет психиатрические диагнозы. Они-то уж точно ни в чём не виноваты.
И не должны тащить эту непосильную ношу. Но многим приходится отказываться от личного счастья, от возможности стать матерью или отцом.
Это разумно. Но очень жестоко.
Знаю молодую гражданскую семью, где у парня и у девушки есть проблемные родственники. У неё - младший брат с аутизмом. У него - сестра.
Кстати, познакомились через них. Живут давно вместе. Но панически боятся даже разговоров о детях. Говорят, лучше в детском доме взять ребёнка, чем решиться на эксперимент.
Вот такие у меня сегодня мысли. Сразу прошу прощения у тех, кого они задели своей прямолинейностью.
Но иначе я не могу. Слишком давно в теме. Слишком много наблюдаю за сыном. Вижу таких людей вокруг, маленьких и больших. Вижу проблемы и трудности, с которыми приходится сталкиваться их родителям.
Кто-то достойно справляется. А кто-то нет. И врагу не пожелаешь такой жизни с "ангелочком", "подарком судьбы."
Мне сейчас хорошо, вполне нормально. По сравнению с тем, что было года три-четыре назад, я считай, на курорте. Могу позволить себе вздремнуть ближе к вечеру и буду уверена, что пока я сплю, сын ничего не натворит, не превратит дом в руины. И не станет закатывать истерики, когда я проснусь.
Появилась какая-то стабильность. Очень хрупкое равновесие.
И это прекрасно. Раньше и такого не было.
Всем хорошего дня, вечера. А кому-то и доброй ночи. Поеду сейчас забирать своё чудо из школы самостоятельности. У него там сегодня была контрольная. А потом варили картофель.
Собирались жарить. Но я вовремя успела прибежать и напомнить, что жареное трём детям из пяти категорически нельзя. В том числе и Серафиму.
Я, кстати, об этом говорила и писала крупными буквами в анкете. Целых два раза. Но почему-то забыли. Снова пришлось сегодня напомнить.
А вопрос у меня будет к вам сегодня таким...Он про дружбу. Смогли бы вы дружить с таким человеком, как ваш нездоровый ментально ребёнок или другой родственник. Хотели бы с ним подружиться? Или всё-таки избегаете в обычной жизни таких людей, не хотите иметь с ними никаких общих дел?
Я бы не хотела...Но жизнь распорядилась иначе.