Я и права, наверное, не имею оценивать исповедь. Судить тем более не берусь...
Литературный квест предлагал на октябрь прочесть одну из мемуарных книг. Я выбрала "Тюремную иисповедь" Оскара Уайльда просто потому, что попалась информация о юбилее автора, 16 октября ему исполнилось бы 170 лет.
С творчеством писателя я практически не знакома, читала только его сказки, но собиралась взяться за "Портрет Дориана Грея". Зная очень хорошо сюжет, планирую получить глубину мысли и талант рассказчика. Правда, глаза разбегаются, не знаю, какое бы издание Дориана я хотела себе заиметь. У АСТ анонсировано переиздание этого романа с отведенными в книге полями для заметок. Пригляжусь к нему.
Приступая к чтению его тюремной исповеди, я была в курсе, какое обвинение ему было предъявлено, что заключение его подкосило: он был разорен, обесчестен, потерял поддержку жены, подорвал здоровье и умер года через два или три после освобождения.
И вот исповедь... Я ожидала самокопания автора, переоценки своей жизни, мудрости, покаяния. Но то, что я читала, вызывало во мне отторжение, мне становился неприятен сам Уайльд. Простите меня, поклонники автора, мне самой испытывать это было странно и нежелательно.
Эта книга представляет собой длиннющее письмо, адресованное тому, по чьей вине автор оказался за решеткой. Он называет его другом... Но, пардонте, ТАКОЙ дружбы среди мужчин я не встречала. Это больше похоже на отношения созависимых людей, влекомых друг к другу некой страстью, которые рвут отношения, а потом снова в порыве любви соединяются, бурно мирятся, потом снова со скандалом и битьем посуды, а то и морды расстаются. И так по кругу.
Оскар Уайльд сыплет обвинениями: предъявляет другу, что он жил за его счет, одариваемый дорогими подарками, проживающий в лучших отелях, тратящий его деньги на баснословно дорогие рестораны и т.д. Я, кстати, удивилась, когда вдруг в тексте всплыла информация о жене писателя. При таком друге , по-моему, жены быть не может, ни одна нормальная женщина не потерпит рядом вечно отирающегося мужика, живущего за счет её мужа, отдыхающего с ним в отелях.
И вот Уайльд, бедный, ноет, как тот испортил ему жизнь. Ведь он ни строчки не написал, пока друг был рядом. Как пагубно он на него влиял. Но что ж тебя, милый человек, удерживало возле этого негодяя?
Он был слишком привязан к нему, видел его пороки и бесконечно жалел проказника. А ещё он признаётся, что в тот момент жизни просто не мог испытывать гнев и обижаться. К тому же дружок угрожал самоубийством.
«Ты попросту взял меня измором.» - пишет Уайльд.
А тот разгильдяй разбрасывал кругом любовные дружеские письма Оскара: то в гостинице забудет, то в кармане пальто, которое кому-то подарил. Эти письмена станут уликами в суде, а прежде ещё из-за этих посланий и шантажисты потрясут Оскара как липку.
«Я безмолвно, подобно смиренному агнцу, позволил вам вести себя на убой». (Это Уайльд говорит о друге и его папаше)
В общем, это так противно было читать, так слюняво. Какие-то мелкие страстишки, вовсе не мужской разговор. Не оценила я, моё сердце осталось равнодушным, простите меня ещё раз, если кого-то мой отзыв задевает.
Но я стараюсь не смешивать личность и творчество, хотя понимаю, что это взаимопроникающие "субстанции", поэтому Дориана Грея читать буду и не перестану любить "Кентервильское приведение".
❗Наш читательский годовой челлендж выходит на финишную прямую. На дорожной карте читателя осталось две области, которые нужно посетить.Скорее всего завтра будет анонс на ноябрь. Интересно, какая тема месяца нас ждет.
До скорой встречи. Все материалы по ЛитКвесту собраны здесь⤵️
Лена (Канал Кот-книголюб) читала в октябре мемуары Флобера