Очень важно чётко понимать контексты Саматхи и Випассаны. Однако для того, чтобы ясно объяснить эти контексты, необходима поддерживающая логика. Таким образом, инструктор по медитации должен понимать значение как Саматхи, так и Випассаны, поскольку значение отражает главную цель каждого из этих состояний.
Некоторые люди говорят, что жизнь имеет смысл, потому что они не достигли ничего значительного. Другие утверждают, что жизнь настолько полна смысла, что они желают долголетия. Является ли жизнь осмысленной или нет, зависит от того, какую пользу человек приносит себе и окружающим. Некоторые люди становятся преследуемыми из-за своих преступлений. Таким образом, жизнь имеет значение как в положительном, так и в отрицательном смысле.
Саматха и Випассана, в основном, несут положительные значения. Момент, когда медитатор переходит от Саматхи к Випассане, является критическим. Если медитатор не трансформирует своё сознание из состояния Саматхи в Випассану, он останется в состоянии Саматхи, так как эта трансформация не происходит автоматически. Для достижения Випассаны требуется множество корректировок через Нана (мудрость).
Когда ум находится в состоянии Саматхи, знания и мудрость через Нана воспринимают спокойствие, счастье, умиротворение, радость, удовлетворённость и глубину. Когда же ум находится в состоянии Випассаны, он отбрасывает все эти восприятия, игнорируя их. Ум воспринимает их как баловство и постоянную привязанность к чувственным удовольствиям (Камасукхалликану-йога). Трансформация требует специфического и сложного процесса. Поэтому многим медитаторам, которые уже ощутили глубокое счастье созерцательного состояния ума в Саматхе, трудно осуществить этот переход.
Медитационный мастер Луанг Пху Тес, которого обучал Пха Аджан Ман, его наставник, провёл 12 лет в достижении Саматхи. Он был удовлетворён и чрезвычайно счастлив своим созерцательным состоянием ума. Пха Аджан Ман взял его с собой в общину горных племён в удалённой части Северного Таиланда. Их было всего двое. Потребовался год, чтобы Луанг Пху Тес смог перейти от Саматхи к Випассане. Автор, Пха Дхаммамонгколян, спросил Пха Аджан Мана, почему этот переход был таким трудным. Он ответил, что медитатор, достигший созерцательного состояния ума, становится очень уверен в себе. Глубокое счастье, которое он испытывает, укрепляет его настойчивость и упрямство. Его ум сопротивляется отделению от души.
Для достижения Випассаны есть определённые шаги. Во-первых, медитатор должен регулярно достигать несубстанционального медитативного ума. Ум того, кто уже достиг субстанционального созерцательного состояния, будет зафиксирован. Даже если он попытается вернуться к несубстанциональному состоянию, его созерцательный ум всё равно будет сохраняться. Несубстанциональное медитативное состояние ума проясняет Нана. На уровне четвёртой джханы (Catuttha-Jhana) созерцательного состояния ума в Джхане материальной сферы (Riipa-Jhana) ум всё ещё находится в своём несубстанциональном медитативном состоянии. Нана находится в сознательном состоянии, и ум всё ещё способен ощущать физическое тело. Если медитатор находится в субстанциональном медитативном состоянии, его ум больше не чувствует физическое тело, и он не сможет достичь Випассаны. Медитационное наблюдение должно соответствовать истине. Привязанность к физическому телу должна быть устранена через осознание тела с помощью Нана. Такое осознание приведёт к отвращению, а также уменьшит привязанность. Поскольку Випассана включает специфические процессы, чтобы упростить весь процесс, представлена полная схема работы как Саматхи, так и Випассаны, и перехода от Саматхи к Випассане.