Джо Бонамасса – блюз-роковый музыкант. Вместе с тем в его внешнем облике нет ничего ни блюзового, ни рокового: он чисто выбрит, аккуратно пострижен, волосы зачесаны назад, одет во вполне строгий пиджак. На нем нет браслетов, колец, серег, фенечек; видимая поверхность кожи без признаков татуировок. На голове – ни шляпы, ни кепки, ни банданы. Если бы не рваные джинсы, он вполне мог бы сойти за адвоката или менеджера фармкомпании.
Возможно, такой официальный вид связан с его педагогической деятельностью. Джо обожает читать лекции по истории блюза, джаза и рока, причем не только музыкантам, но и студентам разных гуманитарных специальностей, хотя сам не получил даже полного среднего образования. Во всех университетах, где он преподает, на его лекциях и семинарах стопроцентная посещаемость.
Бонамасса несколько раз приезжал в Россию и всегда радовался, что здесь у него столько поклонников. На его концерте в Московском доме музыки в 2012 году был полный зал, что не вполне типично для блюзового исполнителя, учитывая, что он не Би Би Кинг. Нельзя не отметить грамотно выстроенный звук: обычно в этом зале хорошо звучат классика и акустический джаз, но не электрическая музыка, а тут звуковики постарались.
Главное впечатление от выступления Джо Бонамассы – филигранная техника игры. Ни фальшивых нот, ни «соседей», ни забалтывания. При этом отличное, разнообразное звучание гитары, в том числе в высоких регистрах. Чувствуется не одна тысяча, как говорят музыканты, жопо-часов – так называют время, посвященное занятиям на инструменте. Возможно, такая рафинированность идет у Бонамассы от англичан, которыми он всегда восхищался – Клэптона, Грина, Бека, Кософфа.
У гитаристов-филигранщиков часто страдает выразительность игры – не хватает дикости, и таких примеров много. Но у Джо и с этим все нормально: драйв в каждой фразе, напор, полет фантазии. У него хороший вкус – нигде не переигрывает, не поддает ненужных эмоций; примочки использует в меру, хотя у него я насчитал их семь штук. Даже с терменвоксом он манипулировал ровно столько, чтобы не утомить публику, в отличие от одного известного персонажа. Зато мимическая активность Бонамассы была беспредельной – он гримасничал, выпячивал губу, морщил нос; широко раскрывал рот, демонстрируя полный набор великолепных американских зубов.
Как композитор Джо не очень силен, поэтому наиболее эффектными в его исполнении были кавер-версии блюзовой и роковой классики из репертуара The Who, Led Zeppelin, Гари Мура, ZZ Top и других. Здесь ему было где разойтись – навыки интерпретатора он показал весьма убедительно.
Его необычная, совсем не англосаксонская фамилия переводится с романских языков как «хороший кусок». И неважно, какие у него корни – хороший кусок блюза он нам обеспечил.