Зачастую, разговаривая со своими знакомыми, я прихожу к вывожу, что история воспринимается большинством детей и взрослых как скучная научная дисциплина, где надо только и делать что запоминать большое количество дат и имена исторических деятелей. Во многом это мнение сформировалось благодаря школе, где большинство занятий представляют собой хронологическое изложение событий и личностей отечественной и мировой истории, что во многом представляется учащимся скучным, неинтересным и непонятным. Но не стоит перекладывать всю вину на школу, поскольку существуют и другие причины.
Одной из важнейших составляющих изучения истории является чтение литературы, не важно какой: художественной, научной и др. В наше время процент детей, которые читают, достаточно низок. Однако бороться с таким стереотипным мнением об истории необходимо, поскольку это одна из самых древнейших и интересных наук, которая объясняет нам почему некоторые события истории происходили именно так, а не иначе. Почему, например, Пётр I перенёс столицу из Москвы, в ещё недостроенный и в климатическом отношении более сложный Санкт–Петербург. История объясняет нам социально – экономические, политические, культурные процессы, которые формировали истории государств. Всю важность и необходимость изучения истории довольно точно сформулировал великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Почему школьники не любят историю?
Прежде чем я перейду к тому, как заинтересовать ребёнка историей, стоит всесторонне и более подробно разобраться, и рассмотреть несколько причин, по которым дети не любят этот предмет.
1) Неинтересный способ подачи материала в школе. Ребёнку данный материал может казаться скучным, простым набором ни о чём не говорящих фактов и дат, а также не связанных между собой процессов и явлений.
2) Психологический аспект. На изучение истории может повлиять негативный опыт. Причиной может стать большое количество плохих оценок, недопонимание между школьником и учителем, мнение сверстников о неважности и не занимательности этого предмета.
3) В некоторых случаях также можно учитывать сложность материала. Определённые исторические процессы могут быть непонятны. Возможно для учащегося восьмого класса понять причины, хронологию и итоги Великой французской революции довольно трудно.
4) Как я уже отмечал ранее, дети могут не осознавать важность изучения истории. Некоторыми школьниками история воспринимается как нечто далёкое, потерявшее свою актуальность и никогда уже не способное пригодиться. Однако в дальнейшем, уже во взрослой жизни, без знания истории невозможно понять, что происходит в современном мире, поскольку много событий имеет под собой исторический подтекст.
5) Отсутствие вспомогательных материалов на уроках истории. Важную роль в запоминании материала играет визуальная память. Поскольку на большинстве уроках истории основные личности, события истории записываются учениками на слух они так и остаются просто словом или понятием. От этого процесс запоминания ухудшается, а из–за этого угасает и общий интерес к истории. Большинство школьников могут знать какую–либо историческую личность, например, П.И. Багратиона, однако, увидев его портрет, мало кто поймет, что это именно он.
Перечисленные выше факторы во многом представляют собой некое обобщение наиболее частых причин, по которым школьники игнорируют и не любят историю. Однако не стоит не брать во внимание и индивидуальные факторы. Помимо этого, чтобы привить детям любовь к истории, учителям или родителям необходимо понять самим, а затем объяснить ребёнку важность истории.
Как объяснить школьнику важность изучения истории?
В качестве основных доказательств значимости данной науки можно выделить следующие:
1) История помогает всесторонне взглянуть на общество, окружающий нас мир. Несмотря на то, что в школе существует такой предмет как обществознание, непосредственно занимающееся изучением различных сторон жизни общества, история помогает понять, как развивались традиции, обычаи, культурные особенности в такой многонациональной стране как Россия. Также это относится и к другим странам. Мы начинаем понимать, как и что работает и не работает в различных аспектах жизни общества.
2) Благодаря истории мы извлекаем уроки из прошлого. Данное утверждение относится не только как мы привыкли к политической истории современности. История — это также мемуары выдающихся исторических деятелей. Читая интересные, а также поучительные и занимательные истории мы можем сделать некоторые выводы и для себя.
3) История развивает критическое мышление и способность глубоко анализировать источники информации. Благодаря одному из важнейших принципов исторического исследования - установлению причинно – следственных связей, мы начинаем не просто смотреть на событие как на факт, который просто произошёл и не требует его объяснения. Вы будете стараться выяснить его причины, что побудило людей сделать/принять/запретить это, каковы его дальнейшие последствия на жизнь страны/общества/других государств и т. д.
4) Изучение данного предмета сильно расширит кругозор. Зная мировую историю, мы перестанем сталкиваться с проблемой чтения многих книг. Отпадёт необходимость постоянно обращаться к справочным материалам, чтобы понять о чём идёт речь в книге, кто или что изображено на этой картине, о чём данный фильм и т. д. Стоит сказать, что история не только ограничивается битвами, войнами, экспедициями. Из неё мы можем узнать о том, как менялась мода на причёски, почему в начале XVIII в. главенствующим стилем в европейском искусстве был классицизм, а в начале XIX в. романтизм и многое др.
Способы заинтересовать школьника историей:
Перейдём непосредственно к тому, какие способы можно использовать для того, чтобы заинтересовать детей историей. Я приведу несколько методов:
1) Постарайтесь вовлечь детей в разговоры касаемо истории. Сделайте так, чтобы ребёнку хотелось донести свою точку зрения, предоставьте ему такую возможность. Желание высказаться приведёт к тому, что ребёнок будет стараться прочитать что – то новое, интересное, запомнить это, чтобы аргументировать свой ответ.
2) Обязательно подавайте ребёнку пример. Изучайте историю вместе с ним. Покажите ему, что Вы тоже интересуетесь историей. Например, смотрите документальные, художественные фильмы, посвящённые военным сражениям, жизни выдающихся людей, истории искусства и иных направлений. Обязательно после просмотра обсудите с ребёнком фильм, попросите его пересказать то, что он посмотрел. Также необходимо спросить его личное мнение по поводу увиденного, поскольку это формирует заинтересованность и желание узнать больше.
3) Интересным способом является умение заинтересовать детей историей через художественную литературу. Не стоит сразу давать детям в качестве книг учебники и иные пособия, где все изложено сложным и во многом скучным языком. Предлагайте в зависимости от возраста читать книги, сюжет которых напрямую отсылает нас к истории. К большому счастью мировая и отечественная литература богата такими произведениями. К прочтению могу посоветовать произведения В. Скотта, В. Гюго, А. Дюма, М. Дрюона, Л. Толстого, В. Пикуля и т. д. Безусловно, в этих произведениях могут по – другому интерпретировать исторические события, однако, во многом случае, именно такие книги, ввиду своей захватывающей манеры изложения, заставляют после прочтения обратиться к более подробной истории того, о чём было написано. Бывает, что после прочтения книг, дети сильно погружаются в изучение того промежутка истории, о котором они читали.
4) Старайтесь также дать детям возможность слушать и читать научно-популярной книги по истории, поскольку в них достаточно простым и интересным языком объясняются сложные моменты истории. Слушать подкасты на различных платформах, например, Арзамас.
5) Предложите детям находить параллели между настоящим и прошлым. Интересной игрой, в которую Вы можете поиграть со своим ребёнком, является пофантазировать о том, как бы развивалась история не будь того, что произошло. Конечно каждый знает известное крылатое выражение – «История не терпит сослагательного наклонения», однако этот способ позволит заставить ребёнка по-другому взглянуть на историю, применяя свои знания.
6) Конечно же, если у Вас есть такая возможность, водите детей по памятным местам: музеям, усадьбам, галереям и т. д. Непосредственный зрительный контакт с предметами истории значительно больше влияет на интерес ребёнка к прошлому.
В заключении, хочу сказать, что привить детям любовь к истории в школе - достаточно нелёгкий процесс, потому что он требует большой работы от родителей/учителей. История предмет достаточно трудный, поскольку требует широкой эрудиции. Чтобы заинтересовать ребёнка этим предметом, нужно самому увлечься им, потому что, если Вы сами не любите историю, не ждите что школьник будет относится к ней по-другому. Личный пример и нестандартный подход к изучению истории является залогом успешного процесса. Также Вы должны обязательно объяснить почему изучение этого предмета важно, потому как незнание того, ради чего ребёнок это учит, не приведёт к желаемому результату. Не переусердствуете с обучением, так как это может привести к обратному эффекту – полной неприязни к истории. Таким образом, Вы должны создать наиболее благоприятную атмосферу для того, чтобы Ваши дети посмотрели на историю с другой стороны, как на науку интересную и важную для своего саморазвития.
А если вы, или ваш ребёнок решили всерьёз заняться историей и не знаете, кого выбрать в качестве преподавателя-наставника - то запишитесь на консультацию ко мне. Я отвечу на ваши вопросы и помогу вам в дальнейшей подготовке. Для записи переходите по ссылкам здесь:
1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html
2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history
3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history
4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ