Найти в Дзене

Выполняем упражнения по русскому языку для второго класса по теме: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИНТОНАЦИИ

Продолжаем разбираться с делением предложений на виды. И сегодня изучаем предложения, которые подразделяются по интонации.

Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Правило для запоминания:

-2

Задание 27

-3

Какие бывают предложения по интонации:

-4

Как выполнить задание

Вид предложения по интонации можно определить двумя способами:

  1. На письме смотрим, какой знак препинания стоит в конце предложения. Если точка – это предложение невосклицательное. А если видим в конце восклицательный знак – можно с уверенностью утверждать, что это восклицательное предложение.
  2. Говорим предложение вслух и определяем, какая при этом интонация. Если по смыслу предложение передает яркую эмоцию – то оно является восклицательным, если мы произносим предложение спокойно – значит, оно невосклицательное.

Примеры:

На улице идет дождь. – спокойное высказывание, без эмоций, в конце стоит точка. Это невосклицательное предложение.

Какая красивая радуга после дождя! – в конце восклицательный знак, предложение произносится с чувством радости и восторга. Это восклицательное предложение.

°

Восклицательное предложение в задании:

Как красиво в осеннем лесу!

Задание 28

-5

Как выполнить задание

°

В разговоре собеседники используют вежливые слова: здравствуй, извините. Поэтому речь участников является вежливой.

°

В данном диалоге все предложения по интонации являются восклицательными.

Девочка с радостью здоровается с пчелой, затем спрашивает, как дела. Ее вопросы также являются восклицательными, так как произносятся с эмоциями и живым интересом.

Пчела отвечает так же радостно и даже извиняется с чувством.

°

Диалог активный, эмоциональный. В конце всех предложений ставится восклицательный знак, после вопросов – вопросительный.

°

Простите – синоним извините.

Эти слова применяют, когда признают какую-то вину или причиняют неудобство. В таких случаях культурные люди извиняются.

В стихотворении пчела извиняется за то, что очень торопится и не может уделить время, чтобы поговорить с девочкой.

Задание 29

-6

Как выполнить задание

Название текста: Как спрятаться зайчатам.

°

Предложения по цели высказывания:

- Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! – побудительное;

- Глазом не моргните, ухом не поведите! – побудительное;

- Кто на месте сидит, у того и следу нет. – повествовательное;

- А следу нет – кто вас найдет? – вопросительное.

°

Предложения по интонации:

- Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! – восклицательное;

- Глазом не моргните, ухом не поведите! – восклицательное;

- Кто на месте сидит, у того и следу нет. – невосклицательное;

- А следу нет – кто вас найдет? – невосклицательное. Вопрос произносится спокойно, без лишних эмоций.

°

Списать побудительные предложения:

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь!
Глазом не моргните, ухом не поведите!

Задание 30

-7

Как выполнить задание

В тексте описан разговор зайца и ёжика. Они обсуждают, как громко и страшно шуршат в лесу сухие опавшие листья.

°

Все предложения в тексте различаются по цели высказывания и по интонации. Именно поэтому в конце предложений стоят разные знаки препинания. Они передают силу чувств высказываний зайца и ёжика.

°

Предложения по цели высказывания:

- Ай, шум какой! – повествовательное;

- Ай, треск какой! – повествовательное;

- Не иначе – волки бегут или медведи бредут. – повествовательное;

- Не бойся. – побудительное;

- Это я, ёжик. – повествовательное;

- Чего же ты, бессовестный, шум такой поднял?! – вопросительное;

- Да разве я виноват? – вопросительное;

- Это листья опавшие под лапами шуршат, никак тихо не пройдешь. – повествовательное;

- Я шаг шагну – и сам от страха трясусь! – повествовательное.

Предложения по интонации:

- Ай, шум какой! – восклицательное;

- Ай, треск какой! – восклицательное;

- Не иначе – волки бегут или медведи бредут. – невосклицательное;

- Не бойся. – невосклицательное;

- Это я, ёжик. – невосклицательное;

- Чего же ты, бессовестный, шум такой поднял?! – восклицательное;

- Да разве я виноват? – восклицательное;

- Это листья опавшие под лапами шуршат, никак тихо не пройдешь. – невосклицательное;

- Я шаг шагну – и сам от страха трясусь! – восклицательное.

Задание 31

-8

Как выполнить задание

В этом тексте пять предложений. Каждое предложение говорит о каком-то одном событии и имеет свой законченный смысл.

Как быстро пролетело лето! Уже наступила осень. Желтеют листья на деревьях. Чаще стали лить дожди. Скоро и птицы улетят в тёплые края.

°

Слова быстро и скоро являются синонимами.

Но в данном тексте значение этих слов немного отличается:

  • быстро – стремительно, незаметно, мигом (пролетело лето);
  • скоро – вот-вот, со дня на день, в ближайшее время (улетят птицы).

°

Знаки препинания в тексте ставятся в конце предложения и отделяют одну мысль от другой. В устной речи на месте знака препинания мы делаем паузу.

Также знак препинания в конце предложения указывает на вид предложения по цели высказывания и по интонации. В зависимости от знака препинания мы произносим фразу спокойно, с чувством (громко) или задаем вопрос.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Готовое домашнее задание для второго класса по теме: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, часть 1.