Продолжаем разбираться с делением предложений на виды. И сегодня изучаем предложения, которые подразделяются по интонации.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Правило для запоминания:
Задание 27
Какие бывают предложения по интонации:
Как выполнить задание
Вид предложения по интонации можно определить двумя способами:
- На письме смотрим, какой знак препинания стоит в конце предложения. Если точка – это предложение невосклицательное. А если видим в конце восклицательный знак – можно с уверенностью утверждать, что это восклицательное предложение.
- Говорим предложение вслух и определяем, какая при этом интонация. Если по смыслу предложение передает яркую эмоцию – то оно является восклицательным, если мы произносим предложение спокойно – значит, оно невосклицательное.
Примеры:
На улице идет дождь. – спокойное высказывание, без эмоций, в конце стоит точка. Это невосклицательное предложение.
Какая красивая радуга после дождя! – в конце восклицательный знак, предложение произносится с чувством радости и восторга. Это восклицательное предложение.
°
Восклицательное предложение в задании:
Как красиво в осеннем лесу!
Задание 28
Как выполнить задание
°
В разговоре собеседники используют вежливые слова: здравствуй, извините. Поэтому речь участников является вежливой.
°
В данном диалоге все предложения по интонации являются восклицательными.
Девочка с радостью здоровается с пчелой, затем спрашивает, как дела. Ее вопросы также являются восклицательными, так как произносятся с эмоциями и живым интересом.
Пчела отвечает так же радостно и даже извиняется с чувством.
°
Диалог активный, эмоциональный. В конце всех предложений ставится восклицательный знак, после вопросов – вопросительный.
°
Простите – синоним извините.
Эти слова применяют, когда признают какую-то вину или причиняют неудобство. В таких случаях культурные люди извиняются.
В стихотворении пчела извиняется за то, что очень торопится и не может уделить время, чтобы поговорить с девочкой.
Задание 29
Как выполнить задание
Название текста: Как спрятаться зайчатам.
°
Предложения по цели высказывания:
- Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! – побудительное;
- Глазом не моргните, ухом не поведите! – побудительное;
- Кто на месте сидит, у того и следу нет. – повествовательное;
- А следу нет – кто вас найдет? – вопросительное.
°
Предложения по интонации:
- Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! – восклицательное;
- Глазом не моргните, ухом не поведите! – восклицательное;
- Кто на месте сидит, у того и следу нет. – невосклицательное;
- А следу нет – кто вас найдет? – невосклицательное. Вопрос произносится спокойно, без лишних эмоций.
°
Списать побудительные предложения:
Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь!
Глазом не моргните, ухом не поведите!
Задание 30
Как выполнить задание
В тексте описан разговор зайца и ёжика. Они обсуждают, как громко и страшно шуршат в лесу сухие опавшие листья.
°
Все предложения в тексте различаются по цели высказывания и по интонации. Именно поэтому в конце предложений стоят разные знаки препинания. Они передают силу чувств высказываний зайца и ёжика.
°
Предложения по цели высказывания:
- Ай, шум какой! – повествовательное;
- Ай, треск какой! – повествовательное;
- Не иначе – волки бегут или медведи бредут. – повествовательное;
- Не бойся. – побудительное;
- Это я, ёжик. – повествовательное;
- Чего же ты, бессовестный, шум такой поднял?! – вопросительное;
- Да разве я виноват? – вопросительное;
- Это листья опавшие под лапами шуршат, никак тихо не пройдешь. – повествовательное;
- Я шаг шагну – и сам от страха трясусь! – повествовательное.
Предложения по интонации:
- Ай, шум какой! – восклицательное;
- Ай, треск какой! – восклицательное;
- Не иначе – волки бегут или медведи бредут. – невосклицательное;
- Не бойся. – невосклицательное;
- Это я, ёжик. – невосклицательное;
- Чего же ты, бессовестный, шум такой поднял?! – восклицательное;
- Да разве я виноват? – восклицательное;
- Это листья опавшие под лапами шуршат, никак тихо не пройдешь. – невосклицательное;
- Я шаг шагну – и сам от страха трясусь! – восклицательное.
Задание 31
Как выполнить задание
В этом тексте пять предложений. Каждое предложение говорит о каком-то одном событии и имеет свой законченный смысл.
Как быстро пролетело лето! Уже наступила осень. Желтеют листья на деревьях. Чаще стали лить дожди. Скоро и птицы улетят в тёплые края.
°
Слова быстро и скоро являются синонимами.
Но в данном тексте значение этих слов немного отличается:
- быстро – стремительно, незаметно, мигом (пролетело лето);
- скоро – вот-вот, со дня на день, в ближайшее время (улетят птицы).
°
Знаки препинания в тексте ставятся в конце предложения и отделяют одну мысль от другой. В устной речи на месте знака препинания мы делаем паузу.
Также знак препинания в конце предложения указывает на вид предложения по цели высказывания и по интонации. В зависимости от знака препинания мы произносим фразу спокойно, с чувством (громко) или задаем вопрос.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте:
Готовое домашнее задание для второго класса по теме: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, часть 1.