...или выпускники, идущие на три буквы. Мы говорим "бюджет" - подразумеваем БВИ...
Моя дочь учится в десятом классе. И она – законченный гуманитарий. Дубль для приема успокоительных сложился. Для тех, кто в теме, уровень семейной тревожности понятен.
Для тех, кто далек от нынешних «поступательных» реалий, небольшое уточнение, пожалуй, потребуется.
Десятый класс – начало двухлетнего марафона, полного страхов, надежд, усилий, терзаний и сомнений, целью которого является студенческий билет и погружение в новую, увлекательную, веселую и фееричную студенческую жизнь.
Разумеется, ничего запредельно страшного в этих испытаниях нет. Если готовился, не бездельничал, точно наметил шаги, двигался, полз или хотя бы лежал в сторону цели, то результат будет в любом случае положительный. Особенно, если цель в районе инженерных и любых технических ВУЗов.
Школу миллионы людей закончили, и мы закончим. Далее всё не так однозначно. Особенно для гуманитариев в ситуации, когда нужны инженеры, айтишники и прочие конструкторы. Ну на худой конец, экономисты и менеджеры.
Куда податься девочке, влюбленной в литературу, историю и русский язык? Ну кроме педагогического ВУЗа?
Вот и мы не уверены пока ни в чем. Педагогический в нашем списке пятый. А вот насчет первых четырех пунктов пока позволяем себе мечтать и целиться высоко, в этих мечтах, ни в чём себе не отказывая.
Наш гуманитарный ТОП-3 ВУЗов мечты пока выглядит так:
1.Высшая школа экономики – Факультет креативных индустрий и Факультет рекламы и связи с общественностью
2. РЭУ им. Плеханова – факультет креативных индустрий
3. МГУ – филология или реклама
4. пока вакантно.
И вот здесь начинается драма.
Доля бюджетных мест на все медийные факультеты крайне мала и стремится к нулю.
Стоимость обучения запредельная. По прошлому году полная стоимость года обучения на «креативных индустриях» в ВШЭ была около 650 000руб., в РЭУ Плеханова – 450 000руб.
Деньги для нас немыслимые. Высшая школа дает хорошие скидки за высокие баллы по ЕГЭ, но даже с ними всё грустно.
Остается надеяться на чудо и работать на это чудо все два оставшихся года, включая летние каникулы.
Причем это чудо реально, теоретически достижимо, и в общем до последнего времени оно действительно работало.
Имя ему БВИ – те самые три заветных буквы.
БВИ – аббревиатура надежды – в последнее время становится мантрой, которая придает смысл всем усилиям и действиям в жизни моей дочери и некоторых ее подруг.
БВИ – значит буквально - поступление в университет «без вступительных испытаний».
Право на БВИ до этого последнего времени давала победа в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету, который принимается в данном конкретном ВУЗе по решению самого учебного заведения.
Всеросс – это марафон в марафоне – многоэтапный, долгий, тернистый путь с неочевидным итогом, так как с каждым годом задания усложняются, правила ужесточаются, этапы удлиняются.
И всё же – наши дети, мотивированные на учебу в лучших ВУЗах, идут на это, отдаются изучению конкретных предметов, лишая себя многих простых человеческих радостей жизни. Проявляют нереальные эрудицию, сообразительность, таланты, терпение, мужество и стойкость.
Они знают, на что идут, и за что борются.
Точнее, знали до последнего времени. В этом году случилось страшное – таких вот умных и мотивированных детей оказалось неожиданно много. Стало ясно, что ни ВУЗы, ни наше Министерство науки и высшего образования оказались не готовы к переизбытку таких вот юных дарований.
В итоге сейчас все старшеклассники и их родители замерли в ожидании приговора – будет отмена льгот для олимпиадников или всё же умных, работоспособных и талантливых детей не лишат их заслуженных наград в виде того же поступления без вступительных испытаний.
Одноклассница моей дочери – победитель Всеросса по иностранному языку.
Они 3 года штурмовали олимп, дважды оставались призерами. В восьмом классе 2 баллов не хватило до победы. И вот в девятом свершилось – Победила! Счастью не было предела. В тот момент оправданным казалось всё – бессонные ночи, запредельная усталость, нервное напряжение, которое не всякий взрослый выдержит, деньги, вложенные в репетиторов...
Еще 2 месяца назад она была спокойна и довольна жизнью: два лучших филфака двух лучших университетов Москвы пригласили ее стать их студенткой, как только она сдаст ЕГЭ в 11-м классе.
Теперь всё не так очевидно. И ей тревожно до бессонницы и депрессивных состояний.
Вытащили ее на день открытых дверей на факультет креативных индустрий в наш ВУЗ мечты, чтобы развеяться, посмотреть и подышать воздухом любимой Вышки (Высшей школы экономики). ВУЗ, чья атмосфера и настрой заряжают энергией и желанием выложиться на 200% ради счастья влиться в эту бурную, насыщенную креативом и яркими красками жизнь.
Это было здорово, как и в прошлом году, и так же нереально и недостижимо.
Тот самый случай, когда шансов практически нет, но ты встаешь и работаешь свою работу, делаешь всё, чтобы преуспеть, а там будь, что будет.
Всё на этих днях открытых дверей радовало и вдохновляло. И только статистика демотивирует: 25 бюджетных мест на факультет, куда подаются в среднем 800-1000 заявлений.
По прошлым двум годам на бюджет проходной балл по ЕГЭ не был сформирован, потому что все бюджетные места заняли олимпиадники – те самые БВИ, и дети, имеющие особые льготы.
Помните:
«Мы говорим Ленин – подразумеваем партия...»
Вот так и в этом случае: мы говорим «Бюджет» - подразумеваем БВИ. Мы говорим «БВИ» - подразумеваем Олимпиада.
Причем не любая, а только Всеросс.
Во всех остальных случаях даже 100 баллов по предмету не гарантируют ничего.
Из выступления руководителя факультета довузовской подготовки ВШЭ на дне открытых дверей:
- Первый платный контракт был подписан в 2023 году с девочкой, которая набрала 304 балла с учетом трех ЕГЭ.
И это – еще один повод «не расслабляться» - к результатам ЕГЭ и олимпиад добавляются индивидуальные достижения.
Перечень довольно большой – от золотой медали, до значков ГТО. Но суммарно не более 10 баллов.
Итак, наш план на данный момент:
Выбрать самые приоритетные направления и ввязаться в бой за призы Всеросса по любимой литературе.
Принять участие в нескольких олимпиадах из перечня рекомендованных Министерством образования (в народе – просто Перечневые олимпиады), продолжать волонтерство – для души, для любимого города, для баллов индивидуальных достижений (порядок приоритетов для волонтерства можно поменять, но это в нашем случае скорее всё же для души, потому что за волонтерские дела более 2 баллов на дадут). Занятия в олимпиадной школе, плюс репетитор.
И в этот список еще нужно уместить школу, еду, сон, общение с семьей, отдых.
Будет нескучно. Был бы еще и результат. Но этих цыплят - баллы, места, очки, зачёты - считают по весне.
А пока пожелайте нам удачи на этом пути. Идущий на БВИ приветствует русскую литературу!
Текст получился немного более личным, чем ожидала. С другой стороны, сейчас многие семьи примерно в том состоянии тревоги, неопределенности проходят этот квест. "Вместе бояться веселее"))
Спасибо за ваше время и внимание, уважаемые читатели. Поделитесь, пожалуйста, мнением о нашей нынешней системе поступления в ВУЗ и вашим опытом в этом вопросе.
Буду очень признательна за ваши комментарии, лайки и подписки. Это поможет каналу развиваться.