Ранее стало известно, что модернизированный Ту-160М2 новой постройки стал первым в мире стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, который может поражать воздушные цели в задней полусфере.
Отмечается, что в рамках программы строительства Ту-160М2 с нуля, эти версии на Казанском авиазаводе оснащают дополнительной радиолокационной станцией заднего обзора.
Также сообщалось, что помимо дополнительной хвостовой РЛС и стандартного вооружения в виде крылатых ракет большой и средней дальности класса «воздух-поверхность», самолет получил новые ракеты обратного старта класса «воздух-воздух», которые могут поражать воздушные цели как сзади, так и спереди.
На сегодняшний день каких-то других подробностей не приводится. Также нет информации какими именно ракетами класса «воздух-воздух» оснащают новых «лебедей».
Как ранее пояснил один из информированных источников АиФ, в случае необходимости поражения какой-либо воздушной цели в задней полусфере, будь то самолет, истребитель или ракета, пуск ракет по целям сзади с Ту-160М2 будет осуществляется по целеуказанию от хвостовой РЛС, спереди с носовой.
Сам же пуск новой ракеты будет осуществляется вперед. Однако, как утверждает источник, данная ракета будет разворачиваться и наводится на цель непосредственно уже в полете.
По его словам, на тяжелых стратегах применение такой технологии наиболее оправданно, поскольку межконтинентальный сверхзвуковой ракетоносец может уходить далеко за "ленточку" без сопровождения истребителей.
Если же самолет вооружить стандартными ракетами класса «воздух-воздух», которые входят в состав вооружения истребительной авиации, то в случае обнаружения угрозы тяжёлому ракетоносцу будет затруднительно быстро развернутся к противнику и произвести пуск первым.
На совершение такого маневра ему понадобится затратить внушительное количество топлива и времени, что может также может сказаться на конечном результате основного задания по поражению той или иной цели противника на земле.
Как бы там ни было, но информированный источник АиФ считает, что поставить РЛС обзора задней полусферы — это не проблема, так как самолет большой. То есть заявляя такие вещи становится очевидным, что этот источник не связан с авиастроением.
Более того он заявляет, что существование ракет, которые бы разворачивались на 180 градусов, в авиации еще пока не слышали, что так же подтверждает мое утверждение по поводу его компетентности в данной области.
Учитывая то что подобные ракеты для истребителей разрабатывались еще при Союзе, можно смело сказать, то, что информированный источник АиФ просто не знает, о чем говорит, а его интервью построено на банальных догадках. Как говориться – «слышал звон»…
Авиационная самонаводящееся ракета малой дальности с оперениями и рулями, работающая по принципу «выстрелил и забыл», была разработана в середине 60-х годах прошлого века на базе ракеты Р-3С, «слизанной» в свое время у американцев с AIM-9 Sidewinder.
Ракета получила индекс К-13А (изделие 310А) и максимальную дальность поражения воздушных целей до 7,5 км. Позже к концу 60-х ее дальность увеличили до 15 км.
Данная ракета в первую очередь разрабатывалась для истребителя-перехватчика МиГ-21ПФМ, где в свою очередь был установлен специальный перископ для обзора задней полусферы. Однако ее первым серийным носителем тогда стал МиГ-21ф-13.
Также известно, что данное изделие К-13А никогда не экспортировалось, в отличие от ее упрощённого варианта К-13ВВ, которая не имеет возможности маневрировать в заднюю полусферу.
То, что источник АиФ, рассказывающий про новые возможности "лебедей", напрямую связан с боевой авиацией - это большой вопрос. Но то что вновь построенные Ту-160М2 действительно получили возможность поражать воздушные цели в задней полусфере – сегодня это уже подтверждённый факт.
Свой первый полет с аэродрома Казанского авиационного завода первая версия глубокромодернизиованного Ту-160М2 совершила еще в январе 2022 года, а в декабре 2022 года на испытания был передан второй самолет. На сегодняшний день оба этих самолета приняты на вооружение дальней авиации, а на КАЗ идет сборка третьего обновленного стратега этой линейки.
Как бы там ни было, но до сих пор нет никаких официальных сообщений, какими именно ракетами с возможностью поражения целей в задней полусфере оснащают вновь построенные Ту-160М2.
Тем не менее известно, что одно из подобных изделий в 2023 году было принято на вооружение МиГ-31БМ. Это новейшая ракета ближнего высокоманевренного боя класса «воздух-воздух» Р-74М. Она была разработана Специальным конструкторским технологическим бюро (СКТБ) НПО "Курганприбор".
Как заявляется разработчиком, с этой ракетой модернизированный перехватчик МиГ-31БМ получил расширенные возможности по диапазону пуска угла атаки и теперь способен поражать воздушные цели даже в задней полусфере.
В отличие от ракеты К-13А с оперением и рулями, ракета малой дальности Р-74М является более маневренным изделием, так как в добавок получила твердотопливный двигатель с отклоняемым вектором тяги, обеспечивающим ей не только невероятную маневренность, но и максимальную дальность поражения воздушных целей. Она может поражать воздушные цели на дальности до 40 км и на высоте от 20 метров до 20 км. Более того, она может поражать высокоманевренные цели с перегрузкой 12G, летящие на скорости до 2500 км/ч.
Согласно заявленным возможностям, благодаря новейшей ГСН (головки самонаведения), ракета Р-74М в полете может резко менять не только направление, но и даже цель. Помимо этого, ракета имеет увеличенную защищенность от средств радиоэлектронного подавления и различных радиоэлектронных ловушек.
Каких-то других подобных российских изделий с такими возможностями на сегодняшний день пока неизвестно. Учитывая небольшие размеры и впечатляющие заявленные характеристики Р-74М, с большой долей верности именно эта ракета вошла в состав вооружения класса «воздух-воздух» нового комплекса Ту-160М2. Однако сколько и где именно размещаются эти ракеты, пока также не сообщается.