Замена масла в двигателе автомобиля - это сейчас чуть ли не самый животрепещущий вопрос среди автомобилистов и, конечно же, один из важнейших процессов обслуживания, который напрямую влияет на долговечность и эффективность работы двигателя.
Цены дорогие, масло сомнительного качества - проблемные темы в нынешней ситуации. Но если с этим ещё можно что-то придумать, выбирая масло в проверенных магазинах или покупая его напрямую у поставщиков (да-да, такие замороченные автовладельцы тоже есть), то вот в вопросе того, как часто нужно менять масло в ДВС, точки до сих пор не стоит.
Традиционно, многие автовладельцы уже давно не следуют рекомендациям производителя о замене раз в 10-15 тысяч километров пробега, а просто меняют его каждые 8-10 тыс. км пробега. Однако, как показывает практика, такой подход нельзя назвать "идеально верным", более того, он порой и вреден для двигателя.
Сейчас расскажу, почему это так, а также поделюсь своим "секретом" по замене масла, с которым я уже не смотрю на пробег.
Почему менять масло раз в 8 тыс. км — неправильно
- Условия эксплуатации: В современных условиях, когда автомобили часто используются в городских пробках, на коротких расстояниях и при низких скоростях, масло быстрее теряет свои свойства. Постоянное переключение передач и остановки-старты приводят к более быстрому износу масла.
- Качество масла: Современные масла обладают улучшенными характеристиками, которые позволяют им дольше сохранять свои свойства. Однако, даже самые качественные масла могут терять свои свойства быстрее, чем указано в рекомендациях. Не забываем, что на все это накладывается и вышеописанный факт того, что на рынке чаще всего даже под этикеткой именитого бренда встречается "разливуха" местного завода.
- Индивидуальные особенности: Каждый водитель уникален, и условия эксплуатации автомобиля могут значительно различаться. Думаю, не нужно пояснять, что если частенько давать мотору хорошенько "подышать", придавив "тапку в пол", то износ масла будет ускоренным, и наоборот - если спокойно ездить по трассе на дальние расстояния, то масло прослужит гораздо дольше.
Но какие факторы, указывающие на необходимость замены масла, можно считать "правильными"?
Мой “секрет” замены масла
Если не ориентироваться на пробег, то кажется, что есть всего несколько способов понять, что масло уже "подошло" к замене. Вот вам "сборник" таких факторов, которыми пользуются многие автовладельцы:
- Цвет и запах масла: Если масло стало темным или приобрело неприятный запах, это явный признак того, что его пора менять.
- Проверка масла в специальной лаборатории: максимально замороченный метод, с которым вряд ли кто-то пользуется. Некоторые делают "бумажный" тест, капая масло на белый лист бумаги. В интернете есть целые схемы по определению качества отработавшего масла
- По наитию: как только вспомнил, что давно не менял, значит пора менять, в таком случае чаще всего масло меняется раз в год
Способы, очевидно, "так себе" и если взглянуть на них, то способ замены по пробегу уже не кажется таким "неправильным". Но я все же предпочитаю не привязывать замену к цифрам на одометре. Вообще, оптимальная частота замены масла зависит от огромного количества нюансов, включая выше описанные: условия эксплуатации, состояние двигателя и так далее.
Однако самый важный аспект, на который стоит обращать внимание - тип масла. Вы сейчас поймете, почему.
Если обратиться к разного рода испытаниям моторных масел, то можно встретить всевозможные механизмы и способы "проверки" его на прочность и долговечность. Кто-то проверяет трением, кто-то сжигает, в общем, я думаю, вы прекрасно понимаете, о чем я говорю.
Однако самая важная характеристика - долговечность работы присадок в масле. Все-таки отталкиваться нужно не от количества пройденных автомобилем километров, а от времени, которое "намолотил" двигатель.
Конечно, такой подход в народе также приветствуется не очень хорошо, ведь ездят все по-разному, разные типы, нагруженность двигателей, объемы смазки и ещё куча всевозможных нюансов. Однако как по мне, считать пресловутые "моточасы" - это максимально близкий к "правде" подход, на который можно ориентироваться при замене масла.
Также напомню, что официальные испытания моторных масел включают самый важный тест - тест на "время". Именно поэтому у каждого типа масла есть свой срок службы:
- минеральное масло держится в среднем 100-150 часов
- полусинтетика - от 150 до 200 часов
- синтетическое моторное масло в этом плане самое "крепкое", его состав не разрушается на протяжении наибольшего количества времени и выдерживает долгосрочные нагрузки вплоть до 250-300 часов.
На испытаниях так называемых "лонг-лайф" синтетических масел некоторые из них выдерживают даже по 800 часов!
Думаю, вы уже поняли, к чему я веду - да, я меняю масло по "часам" и это, как по мне, максимально правильный подход, чем отслеживание по километражу и вот почему. Покажу на реальном примере:
Мой автомобиль, Ауди А6 с мотором 3.0 TDI, в который я заливаю синтетическое масло, которое гарантированно прослужит 200-250 моточасов (делаем скидку на разнообразие условий эксплуатации, уверен, масло прослужит и больше). Так вот за 3 месяца эксплуатации преимущественно в городском цикле мотор проработал в общей сложности порядка 120-130 часов, за это время я проехал чуть больше 3000 километров. Вполне логично, что если продолжить эксплуатировать авто в таком же режиме, то через 3000 км пора менять масло.
Если бы я придерживался мнения о том, что масло нужно менять по пробегу, то на 8000 километров масло, наверняка, уже начало бы активно терять свои свойства, ведь по часам оно свое уже успеет отработать. Соответственно, вариант с его заменой раз в год не рассматривается вовсе - тут уже виден двойной "перепробег", который явно ничем хорошим для состояния двигателя не обернется.
И да, вся эта "возня" со сроками замены заключается именно в том, чтобы как можно дольше сохранить двигатель в исправном состоянии. Показывать разные картины разрушенного от езды на давно отработавшем свое масле не буду, уверен, вы не раз видели подобный итог в интернете.
Как вы видите, никакого "секрета" и вовсе нет. Более того, подобный подход считаю правильным лишь я, а потому соглашаться вам с ним или нет - дело каждого. Естественно, я ни в коем случае не призываю доходить до "идиотизма", очевидно, масло менять можно хоть каждый день, заливая "Каждый день" из популярной сети маркета. Мой посыл далеко не в этом.
Даже если вы "перекатаете" масло на 50 часов, двигатель вряд ли сломается через пару ТО-шек. В этом нет абсолютно ничего страшного, даже если вы продолжите менять масло по пробегу, по-старинке, как вы привыкли. Однако напомню, что все современные двигатели стали настолько требовательны и к качеству и своевременности сервиса, что уже побаиваешься, как бы на ровном месте не влететь на капиталку по причине "старого масла".
В общем и целом, превращать в паранойю вопрос замены масла в двигателе не рекомендую, скорее напомню о том, что менять его нужно своевременно. И, как по мне, идеальным способом служит как раз отсчет моточасов с помощью бортового компьютера или, например, через продвинутое меню в мультимедийной системе - вариантов масса.
Напоследок, для тех, кому "до фени" все эти моточасы, а цифры на одометре - самый главный ориентир:
- катаетесь преимущественно в городе - меняйте масло раз в 6-8 тысяч
- ездите по трассе - 8-10 тысяч масло отходит смело
А какому методу придерживаетесь вы, меняете "по часам" или "по пробегу"? Хотелось бы узнать ваш подход в этом вопросе, будет интересно почитать ваши комментарии.
Спасибо за внимание.