Найти тему
ON Drive

Самые интересные факты о советских и немецких танках.

Вторая мировая война стала одним из самых ужасных времен в истории современного человечества. Бесчисленные жертвы и разрушения целых городов оставили неизгладимый след.

Но, именно войны являются «локомотивом» научного и технического прогресса. Не зря говорят, – «что бы ни делали ученые, у них всегда получается оружие». И такого развития, как в 40-х годах ХХ 20 века не было никогда.

Советские и немецкие ученые соревновались в создании и производстве оружия, способного переломить ход военных действий. И сегодня хотелось бы поговорить про механизированные военные подразделения, в частности бронетанковые войска.

Стоит отметить, что производство танков в СССР и Германии – это две абсолютно разные школы.

Самый массовый танк Второй мировой - Т-34.
Самый массовый танк Второй мировой - Т-34.

Немецкие танкостроители делали упор на мощную броню, дальность прицельной стрельбы и удобство управлением. Советские танки в этом плане уступали, но, стоит отметить, с лихвой выигрывали по другим немало важным параметрам. А именно: скорострельность, динамичность боевой машины и время производства одной единицы. Например, в 1942 году на Уральском танковом заводе была открыта поточная линия по сборке Т-34, что позволило выпускать за сутки 25-30 машин.

Уральский танковый завод, ныне Уралвагонзавод
Уральский танковый завод, ныне Уралвагонзавод

Для сравнения, немецкий танк Pz.Kpfw.IV F2, который являлся основным соперником наших Т-34 и КВ-1 был произведен общим тиражом лишь 175 машин.

Pz IV F2 - немецкий аналог Т-34
Pz IV F2 - немецкий аналог Т-34

Интересный факт о тяжелом танке Tiger II. Именно в нем была внедрена полуавтоматическая безвальная коробка передач Maybach OLVAR Getriebe (сокращённо OG) 40 12 16B с восемью скоростями вперёд и четырьмя назад. Для управления использовались всего два рычага. Рычаг выбора передач имел восемь положений. Он управлял полуавтоматическим механизмом, который переключал пять муфт в определённых комбинациях. Водитель переставлял рычаг в нужное положение, при этом гидравлическая система выключала главный фрикцион и передачу, составляла из муфт новую комбинацию выполняя синхронизацию, а затем включала главный фрикцион. Водителю даже не требовалось выжимать педаль сцепления.

Разумеется, это очень повышало удобство управления танком, но зачастую именно этот узел в машине и становился его «ахиллесовой пятой», ведь при попадании снаряда была велика вероятность выхода из строя механизма КПП, что автоматически приводило к потере боеспособности танка. Ремонт данной коробки передач, в отличие от механической, в полевых условиях был невозможен.

Тяжелый немецкий танк «Тигр II», уничтоженный советской авиацией в районе Фишхаузена
Тяжелый немецкий танк «Тигр II», уничтоженный советской авиацией в районе Фишхаузена

Еще один интересный факт – по подсчетам, стоимость производства танка Т-34 была в 40 раз ниже чем производство одного «Тигра». При этом, считается что что у танка T-34 самая рациональная форма противоснарядного броневого корпуса среди всех танков Второй мировой войны. Благодаря грамотно расположенным углам рикошетирования на башне, толстой лобовой броне, мощному двигателю, позволяющему быстро менять позицию для атаки, Т-34 уверенно доминировал на театре военных действий и крайне результативно «выносил» машины противника.

Есть подтвержденные факты использования «трофейных» Т-34 немецкими военными 2-й танковой дивизии СС «Райх», в которой имелась целая рота таких трофейных танков. Часть из них при этом была снова захвачена Красной Армией.

Благодаря выдающимся ученым и разработчикам, именно советские танки смогли переломить ход мировой войны. Не будем забывать и отважных рабочих на заводах, которые даже под бомбежками не прекращали сборку машин. Так, производство Т-34 на Сталинградском тракторном заводе не останавливалось даже в ходе знаменитой битвы за Сталинград. Завод был одной из важнейших целей противника, и на него были брошены все силы. Под бомбежками и обстрелами, среди обломков и огня заводчане продолжали собирать и ремонтировать танки до момента, когда линия фронта подошла вплотную к цехам. Танки прямо с конвейера шли в бой, а управляли ими часто сами рабочие завода.