Найти тему
Святые места

Давно не была на исповеди. С чего начинать?

Вопрос:

«Уже очень давно не исповедовалась. Конечно, накопилось немало согрешений, но ведь все не перечислишь. С чего начинать?»

Ответ батюшки:

Дорогу осилит идущий. Говорит Господь:

«Даяй молитву молящемуся».

Молитва покаянная, наше самоукорение, наше прошение о прощении грехов пред Господом является более плодотворным при пребывании на покаянном пути. Поэтому рассуждать с постороннего бережка о том, какова будет моя молитва, что в ней несовершенно, каково будет мое покаяние и что в нем надо исправлять, не очень-то плодотворно.

Необходимо вступать на этот путь исповеди, и по ходу самого дела вы опытным путем убедитесь, когда вы что-либо недоговорили, что надо было бы сформулировать, когда что сказали лишнее, без чего можно было бы обойтись.

Есть общие рекомендации святителя Феофана о том, что исповедь — это не название общих страстей, которые присущи всему роду человеческому, а название фактов, в которых эти страсти проявлялись.

Когда речь идет о человеке, не исповедовавшемся давно, то основные темы исповеди — как раз грубые и тяжкие падения за долгое время неисповедничества, которые могли иметь место. Это общие неисправности в отношениях с близкими людьми.

Это своя отчужденность от исполнения церковных традиций и правил, свое внимание к молитвам, к церковному богослужебному кругу, к праздникам, к постам.

А еще проще могу вам описать этот исповедальный круг со слов святителя Иоанна Златоуста, четыре сектора нашей греховности.

-2

Первый — те грехи, которые я сам сотворил за минувшее с последней исповеди время (если исповедь, конечно, была).

Второй – те грехи, к которым я расположил ближних.

Третий – те добродетели или то доброе, что я не исполнил, к чему мог бы приобщиться или на что побуждал бы меня мой христианский долг.

Четвертый – то доброе, что я не сотворил, и то доброе, от чего я удержал ближних моих, то ли дурным примером своим, то ли неразумным словом своим.

Вот эти четыре сектора вполне можно обдумать за минувшее с последней исповеди время, либо если вовсе не было исповедей в вашей жизни, то как раз подумать об этих основных нехристианских расположениях и действиях, которые вы за собой замечаете.

-3

Не смущайтесь, не бойтесь, потому что всякий внимательный батюшка, которых абсолютное большинство в наших храмах, поможет вам разродиться словом. «Словом разрешитися благоволи», — молится священник и сам, как акушерка, которая принимает роды и помогает женщине разродиться, он своим добрым словом, напоминанием, вопросом помогает разрешиться душе от тяготящего ее бремени грехов.

Поэтому удобно, если давно не исповедовались, не пытаться захватить внимание священника во время торжественного, многолюдного богослужения, пасхального или рождественского. А накануне и ранее попросить его уделить вам время для первой основательной исповеди, в которой мог бы батюшка оказать вам ту самую необходимую помощь в исповедании грехов своих.

Ну а уже впоследствии будет удобно дело исповеди считать для себя постоянным, а не одним разом в год или месяц событием, так чтобы, стремясь в воскресный день быть причастниками Святых Христовых Таин, накануне очищать душу свою исповедью.

Тогда она уже станет достаточно подробной, еще более скрупулезной, с большей ясностью вы сможете замечать происходящие в течение седьмицы неустройства и срывы, и всякие печальные проявления своего грехолюбия, которые за собою заметите и представите на исповедь для совершенного очищения души своей от них.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте еще: