В наставлениях по современной mindfulness-медитации часто можно встретить выражение «быть здесь и сейчас», «быть в настоящем моменте» и т.д. Однако в традиционных буддийских наставлениях, откуда и пришла mindfulness, такого выражения нет. То есть, в переводах его встретить можно, но это вольные переводы, изрядно отдаляющиеся от оригинальных текстов в силу произвола переводчиков.
Автор: Игорь Берхин — член Высшего экспертного совета кафедры «Ментальные практики» Академии социальных технологий, преподаватель созерцательных практик.
Прежде всего, нет никакого «сейчас», на которое можно было бы направить свое внимание, потому подобное выражение легко может вводить в заблуждение. Если мы понимаем данное выражение как метафору неотвлечения, неухода в размышление, в иллюзорное видение, ежесекундно порождаемое нашим умом, с потерей присутствия в том, чем мы сейчас заняты (заметьте, фокус на том, чем мы сейчас заняты, а не на абстрактном «сейчас»), то проблемы нет, хотя можно использоать более точные термины «присутствие» или «неотвлечение». Но если человек еще не обнаружил в себе принцип присутствия и не понимает, что в этом контексте означает «не отвлекаться», указание сохранять внимание на данном моменте будет лишь сбивать с толку.
Более того, точное название практики, из которой и была создана mindfulness, это смрити (сати), что буквально означает «памятование». Мы памятуем, сохраняем в своем состоянии живое присутствие некоторого осознавания, а это означает неразрывную связь с прошлым, а именно: с тем моментом, в который произошло осознавание чего-то важного. Памятование означает непрестанное, ежемгновенное возобновление этого знания, поддержание его актуальности. Это никак не является сосредоточением на настоящем моменте. Это активная функция памяти прошлого, но обычно память нами понимается как визуализация образов и вспоминание слов, что в данном случае не имеет места: мы непрестанно памятуем о чем-то, но это не выражается в оформленной текстуально или образно деятельности ума. Это может быть памятование некого смысла, как например непрестанное памятование о Будде Амитабхе, об освобождении от страданий сансары, о соблюдении обетов и т.д. Это также может быть памятование о непостоянстве, мучительности и несути явлений, но не интеллектуально как осмысление, а как сохранение живого знания, полученного через прозрение в природу явлений. Поэтому важно различать воспоминания и саму функцию памяти, чтобы отсекая первое не отсечь и второе.
В более глубоких методах практики, как, например, в методе Бодхидхармы, говорится, что «не памятовать ни о чем — значит памятовать о будде», но это означает преодоление ограничений конкретного содержимого памятования и расслабление в безусильном, но в то же время ясном и отчетливом созерцании, где нет никакого объекта для созерцания. Опять-таки, указание «быть здесь и сейчас» или «быть в настоящем моменте» будет и здесь сбивать с толку.
В буддийских текстах можно встретить указание о пребывании за пределами трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Но что это значит? Это не указание на какое-то особое состояние, которое ухватывается как нечто конкретное и затем культивируется, но метафора полного и ясного расслабления за пределами постоянных попыток ума развернуть свою активность. Эта активность проявляется в трех стратегиях. Но важно помнить, что в контексте созерцательной практики это не активность вообще, а активность достижения цели своей практики, осуществление ее сущности.
Первая стратегия — это созидание, создание того, чего еще не было и нет. Ум прилагает множество усилий, концентрируясь, воображая, порождая или отсекая мысли: все это с целью создать какое-то новое состояние. Это и значит быть направленным в будущее.
Вторая стратегия — это памятование, вспоминание, о котором уже шла речь. Или же, если в прошлом имело место какое-то сильное переживание, возобновить его воспоминанием и поддерживать. Это означает быть обращенным к прошлому.
Третья стратегия — это поиск. Это означает, что то, что нам нужно, уже есть, уже в нас, но что-то мешает нам увидеть это и быть в этом, а потому мы ищем сущность и цель практики в том, что уже наличествует, устраняя тому помехи и препятствия. Это означает быть в настоящем.