Найти тему
Ваш дошкольник

Занятие по развитию речи и культуре речевого общения» для детей средней группы с ОНР «Зимняя история Снеговика»

Программные задачи:

  • формировать умение пересказывать текст с опорой на предметные картинки;
  • совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными;
  • обогащать словарь словами-признаками;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: магнитная доска; игрушка снеговика; предметные карточки с изображением снеговика, морковки, детей, санок, комка снега, ведра, дома, шарфа, ветра; разрезные карточки с изображением снеговика, морковки, ведра, шарфа, санок; мяч.

Ход занятия

Организационная часть

Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами станем в круг, и повторим за мной.

Совместное проговаривание скороговорки

Снег идет, снег идет,

Снег по свету бродит,

И откуда он идет,

И куда уходит?

(Элеонора Фарджен; перевод М. Бородицкой)

У.-д. Ребята, сегодня к нам придет гость. Вы узнаете кто это, отгадав загадку.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

Получился... (Снеговик)

(Юлия Светлова)

Появляется игрушка снеговика.

Основная часть занятия

У.-д. Снеговик хочет вам рассказать о себе, а вы внимательно смотрите и слушайте.

Учитель-дефектолог читает текст и прикрепляет к магнитной доске соответствующие тексту карточки с изображением предметов.

На окраине леса жил снеговик, который слепили дети. Они слепили три комка из снега, поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику два уголька, а вместо носа вставили морковку. На голову снеговику надели ведро, а руки сделали из сухих веток. Одному мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему шарф. Детей позвали домой, а снеговик остался один, стоять на холодном зимнем ветру. (К.В. Лукашевич)

У.-д. Сейчас Снеговик хочет проверить, что вы узнали о нем.

Учитель-дефектолог задает детям вопросы по содержанию рассказа.

  • Где жил снеговик? (Снеговик жил на опушке леса.)
  • Кто слепил снеговика? (Снеговика слепили дети.)
  • Из чего дети слепили снеговика? (Дети слепили снеговика из трех комков снега.)
  • Из чего дети сделали снеговику глаза? (Дети сделали снеговику глаза из угольков.)
  • Что вставили снеговику вместо носа? (Вместо носа снеговику вставили морковку.)
  • Из чего дети сделали снеговику руки? (Дети сделали снеговику руки из сухих веток.)
  • Что надели снеговику на голову? (На голову снеговику надели ведро.)
  • Что подарил снеговику мальчик? (Мальчик подарил снеговику шарф.)
  • Куда позвали детей? (Детей позвали домой.)

Дети полным предложением отвечают на вопросы, опираясь на карточки с изображением предметов.

У.-д. Ребята, Снеговик принес нам конверт, в котором находятся разрезные карточки. Сложите их, и посмотрим, что у вас получилось. (Снеговик, морковка, ведро, шарф, санки).

У.-д. Давайте подберем признаки к нашим изображениям на карточках.

  • Снеговик какой? снежный, большой, холодный, веселый, белый и т.д.
  • Морковка какая? длинная, хрустящая, оранжевая и т.д.
  • Ведро какое? синее, пластмассовое, маленькое и т.д.
  • Шарф какой? полосатый, теплый, шерстяной, мягкий и т.д.
  • Санки какие? железные, новые, красивые и т.д.

Физкультминутка

Снеговик предлагает нам с ним поиграть.

Снеговик в снегу валялся,

(руки вытянуты в стороны)

Нос-морковка потерялся.

(показывают пальцем нос)

Ищет слева, ищет справа,

(повороты влево и вправо)

Ищет слева, ищет справа.

(повороты влево и вправо)

Наклонялся, приседал

(наклоняются и приседают)

До тех пор, пока устал.

На сугробе растянулся,

Потянулся, улыбнулся.

(тянут руки вверх, улыбаются)

За морковкой в магазин

Он опять пошел один.

(шагают на месте)

(Ольга Сабанская)

У.-д. Ребята, наш Снеговик забыл, о чем вам рассказывал. Он помнит только небольшие части рассказа. Давайте поможем ему вспомнить рассказ: закончите предложения.

  • Жил на опушке …
  • Его слепили …
  • Они слепили …
  • Вместо глаз …
  • Вместо носа …
  • На голову …
  • Руки сделали …
  • Одному мальчику …
  • Детей позвали …

Учитель-дефектолог бросает мяч. Тот, у кого оказывается мяч, заканчивает предложения.

У.-д. А теперь послушайте рассказ еще раз, и попробуйте его пересказать.

Учитель-дефектолог читает рассказ, а затем дети пересказывают весь текст по цепочке с опорой на карточки с изображением предметов.

Затем пересказывает кто-либо из детей.

Заключительная часть занятия

У.-д. Ребята, вот и подошла к концу наша встреча. Снеговику очень понравилась у вас, но ему пора уходить. Расскажите, чем вам больше всего понравилось заниматься? (Ответы детей.)