Программные задачи:
- формировать умение пересказывать текст с опорой на предметные картинки;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными;
- обогащать словарь словами-признаками;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материал и оборудование: магнитная доска; игрушка снеговика; предметные карточки с изображением снеговика, морковки, детей, санок, комка снега, ведра, дома, шарфа, ветра; разрезные карточки с изображением снеговика, морковки, ведра, шарфа, санок; мяч.
Ход занятия
Организационная часть
Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами станем в круг, и повторим за мной.
Совместное проговаривание скороговорки
Снег идет, снег идет,
Снег по свету бродит,
И откуда он идет,
И куда уходит?
(Элеонора Фарджен; перевод М. Бородицкой)
У.-д. Ребята, сегодня к нам придет гость. Вы узнаете кто это, отгадав загадку.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился... (Снеговик)
(Юлия Светлова)
Появляется игрушка снеговика.
Основная часть занятия
У.-д. Снеговик хочет вам рассказать о себе, а вы внимательно смотрите и слушайте.
Учитель-дефектолог читает текст и прикрепляет к магнитной доске соответствующие тексту карточки с изображением предметов.
На окраине леса жил снеговик, который слепили дети. Они слепили три комка из снега, поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику два уголька, а вместо носа вставили морковку. На голову снеговику надели ведро, а руки сделали из сухих веток. Одному мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему шарф. Детей позвали домой, а снеговик остался один, стоять на холодном зимнем ветру. (К.В. Лукашевич)
У.-д. Сейчас Снеговик хочет проверить, что вы узнали о нем.
Учитель-дефектолог задает детям вопросы по содержанию рассказа.
- Где жил снеговик? (Снеговик жил на опушке леса.)
- Кто слепил снеговика? (Снеговика слепили дети.)
- Из чего дети слепили снеговика? (Дети слепили снеговика из трех комков снега.)
- Из чего дети сделали снеговику глаза? (Дети сделали снеговику глаза из угольков.)
- Что вставили снеговику вместо носа? (Вместо носа снеговику вставили морковку.)
- Из чего дети сделали снеговику руки? (Дети сделали снеговику руки из сухих веток.)
- Что надели снеговику на голову? (На голову снеговику надели ведро.)
- Что подарил снеговику мальчик? (Мальчик подарил снеговику шарф.)
- Куда позвали детей? (Детей позвали домой.)
Дети полным предложением отвечают на вопросы, опираясь на карточки с изображением предметов.
У.-д. Ребята, Снеговик принес нам конверт, в котором находятся разрезные карточки. Сложите их, и посмотрим, что у вас получилось. (Снеговик, морковка, ведро, шарф, санки).
У.-д. Давайте подберем признаки к нашим изображениям на карточках.
- Снеговик какой? снежный, большой, холодный, веселый, белый и т.д.
- Морковка какая? длинная, хрустящая, оранжевая и т.д.
- Ведро какое? синее, пластмассовое, маленькое и т.д.
- Шарф какой? полосатый, теплый, шерстяной, мягкий и т.д.
- Санки какие? железные, новые, красивые и т.д.
Физкультминутка
Снеговик предлагает нам с ним поиграть.
Снеговик в снегу валялся,
(руки вытянуты в стороны)
Нос-морковка потерялся.
(показывают пальцем нос)
Ищет слева, ищет справа,
(повороты влево и вправо)
Ищет слева, ищет справа.
(повороты влево и вправо)
Наклонялся, приседал
(наклоняются и приседают)
До тех пор, пока устал.
На сугробе растянулся,
Потянулся, улыбнулся.
(тянут руки вверх, улыбаются)
За морковкой в магазин
Он опять пошел один.
(шагают на месте)
(Ольга Сабанская)
У.-д. Ребята, наш Снеговик забыл, о чем вам рассказывал. Он помнит только небольшие части рассказа. Давайте поможем ему вспомнить рассказ: закончите предложения.
- Жил на опушке …
- Его слепили …
- Они слепили …
- Вместо глаз …
- Вместо носа …
- На голову …
- Руки сделали …
- Одному мальчику …
- Детей позвали …
Учитель-дефектолог бросает мяч. Тот, у кого оказывается мяч, заканчивает предложения.
У.-д. А теперь послушайте рассказ еще раз, и попробуйте его пересказать.
Учитель-дефектолог читает рассказ, а затем дети пересказывают весь текст по цепочке с опорой на карточки с изображением предметов.
Затем пересказывает кто-либо из детей.
Заключительная часть занятия
У.-д. Ребята, вот и подошла к концу наша встреча. Снеговику очень понравилась у вас, но ему пора уходить. Расскажите, чем вам больше всего понравилось заниматься? (Ответы детей.)