«Перевожу своего ребенка в другой класс уже третий раз и каждый раз он не приживается»
«Помощь нужна моему ребенку. Перешли в другую школу из-за учительницы. А в новой школе все то же самое»
«С пятого класса перевела ребенка в другой класс. Проблемы никуда не ушли. Опять на него жалуются»
Это сообщения родителей. Похожих много.
У ребенка не получается найти свое место в классе. С самого первого класса. С друзьями туго. Сначала вроде бы еще и есть. Но буквально через пару месяцев все начинают сторониться, не хотят дружить, а затем и вовсе начинают буллить. Что делают? Обзывают, придумывают прозвища, перестают звать в совместные игры, игнорируют, за спиной перешептываются.
Такое отношение одноклассников мама еще терпит. Ребенок жалуется, конечно, но мама начинает бить тревогу и вникать в проблему только тогда, когда начинает придираться (так обычно говорят мамы у меня на занятиях) учитель.
Что же происходит? Почему так?
Когда ребенок идет в школу, он сталкивается в первый раз с определенной дисциплиной и правилами, которые есть в учебном заведении. Во время урока нельзя разговаривать, нужно делать то, что требует учитель. Выполнять задания. Слушать. Сидеть неподвижно по пол часа. Не перебивать учителя, когда он рассказывает и т.д.
И почти всем детям первое время очень непросто привыкнуть к этому. Особенно сложно тем детям, которые дома не знают границ, которым можно все, где в семье иерархия выстроена так, что ребенок стоит выше родителей.
Тем детям,
❣ кого с детства приучили к тому, что есть распорядок дня, есть правила и договоренности, которые не нарушаются.
❣ у которых родитель безусловно является авторитетом. Не когда его боятся, а когда он действительно уважаем ребенком.
❣ В семье которых не ребенок главный, а родители.
легко адаптироваться к выполнению школьных правил и инструкций.
А вот если мама сначала разрешает ребенку все подряд просто потому, что он маленький и ей его жалко (или боится обидеть). Или просто хочет быть лучшей на свете мамой. А потом вдруг, понимая, что ребенок уже не знает границ, начинает от страха и бессилия выхватывать телефон, забирать купленные игрушки, угрожая, что сдаст в детский дом (ну или еще чем- нибудь). Ребенок вообще не понимает, что происходит. До этого же все можно было? Что я сделал не так? И начинает истерить (чаще всего). Мама от испуга возвращает все забранные вещи и отменяет все требования.
Что понимает дочь или сын? «Ага, сработало». Значит нужно применять и дальше.
Получается, никакие правила родители так и не ввели. Это хаотичное воспитание далеко от правил. Дисциплиной такое вообще не назовешь.
В таких семьях ребенку всегда все можно. Так и растут. Время от времени все впадают в истерику. Потом все позволяют. Какое-то время мирно (совсем недолго). Дальше хаос. Так как у этих мам (да, обычно у мам, или еще у бабушек) ребенок всегда стоит на пьедестале на ступень выше, то это место становится ему привычным.
«Я пыталась вводить правила, с нашим ребенком это не работает»
«А как вводили? Расскажите»
«Ну я говорила, если не сделаешь ….., то я заберу телефон на три дня»
«А дальше?»
«Телефон забирала и он хорошо себя вел, все делал. Но на второй день начинал ныть…чтобы я отдала телефон. Я отдавала. Ну жалко же, все- таки исправился. И так каждый раз. Нет, с нашим это не действует»
«Действует со всеми. Если правильно вводить. Если сказали заранее, предупредили, что три дня…..значит нужно выдержать три дня. А так ребенок понимает каждый раз, что он вас в любом случае продавит. Так вы и правила не ввели и показали, что вы слабее»
Так действительно не работает. Да и телефоном наказывать не во всех случаях можно. Так родители сами зависимость к гаджетам и формируют. Да, когда телефон- это поощрение: «Хорошо себя вел- получи телефон» (вот вам и подкрепление)
Но сейчас не об этом.
Дальше ребенок идет в школу. Там уже коллектив. Учитель требует выполнения его требований. А ребенок не знает, как это. Закатывает истерики. Ходит по классу во время урока. Для него нет дисциплины. Кричит с места, перебивает. Учитель делает замечания. Нет реакции. Ребенок всем мешает. Он неуправляемый.
С детьми такому ребенку тоже очень сложно. В детских играх тоже есть правила. И их важно уметь принимать и соблюдать. Но ребенок, воспитанный мамой, которая не научила, что есть какой- то установленный порядок, в принципе не понимает, что это такое. Все должно быть «по его правилам», он по-другому не привык. И еще почти всегда он хочет быть главным. И играть только по его правилам. Такого ребенка постепенно начинают специально не брать в компании, в игры.
С одной стороны, он начинает раздражать учителя, постоянно срывая уроки и мешая детям. С другой стороны- от него отказываются одноклассники.
Такой ребенок им кажется сначала опасным, потом странным. А дальше, когда весь класс чувствует и видит, что учителя тоже к этому ребенку относятся не доброжелательно, начинают открыто противостоять, (это еще мягко сказано).
Ребенок же, видя, что его начинают игнорировать, перестают с ним дружить, пытается что- то сделать, чтобы вернуть к себе внимание детей. Что обычно он делает дома, чтобы мама все внимание обратила на него? Истерика, громкий крик, непослушание, требования. Именно это он начинает делать в классе. Думая, что сработает. Работает. Но только в обратную сторону. Дети начинают активно бороться всем классом против этого ребенка. Тут уже подключается учитель и родители всех детей, требуя убрать «неадекватного» ребенка из класса.
Ребенка переводят. Но в новом классе все начинается заново. Вот так.
Я сейчас не хочу говорить о всех детях, о их мамах, об учительнице. Насколько все правы или не правы. Каждый по-своему и прав, и не прав.
Я хочу обратиться к тем мамам, которые проваливаются в чувство вины, когда не могут приучить ребенка к дисциплине. Которые не могут стать по-настоящему Взрослыми, когда воспитывают детей. Которые испытывают очень большую тревогу, вводя правила и не умея их отстоять. Думая, что вы так воспитаете свободного человека, на самом деле вы ломаете жизнь своему ребенку, делая его изгоем в обществе.
Если у вас
⛔не получается воспитать ответственного дисциплинированного ребенка,
⛔ если вы все время от безысходности переходите на крик,
⛔ вводите правила и сами их тут же нарушаете
Значит вам ко мне. Работать нужно с вами, а не с ребенком. Если, конечно, вы не хотите, чтобы вашего ребенка травили в школе, чтобы он остался без друзей и почувствовал себя неполноценным и одиноким.
«Хочу на диагностику», найду причины. Покажу пути выхода.
Татьяна Бурым- профессиональный детский психолог
Написать в Вотсап
Написать в Телеграмм