Необязательно верить в духов-наставников, чтобы понять смысл этого явления. Демона можно концептуализировать в психологических терминах.
Мы можем рассматривать его как бессознательный психологический комплекс, функциональный кластер идей, эмоций и ассоциаций, которые существуют за пределами нашего сознательного осознания и влияют на наш сознательный разум иррациональными средствами. Демон ведет нас к нашей цели с помощью интуиции, фантазий, внезапных побуждений, синхронистичности и снов.
«…Он нарушает мои намерения своими вмешательствами, иногда с небольшим приступом нерешительности, иногда с быстрой влюбленностью в кого-то или во что-то. Эти сюрпризы кажутся незначительными и иррациональными; вы можете отмахнуться от них; но они также передают ощущение важности, которое может заставить вас впоследствии сказать: “Судьба”», — пишет Джеймс Хиллман в «Коде души».
В одних демон сильнее, чем в других. Например, гений — это человек, одержимый своим демоном: он чувствует его присутствие настолько сильно, что не может поступить иначе, кроме как подчиняться его командам. Однако в большинстве из нас наш демон похоронен глубоко в глубинах бессознательного.
После многих лет следования по жизненному пути из соображений легкости, безопасности и необходимости угождать другим, наш демон замолчал. Но мы можем пробудить интуитивную мудрость этого бессознательного помощника, если будем развивать сознательное отношение к нему, что мы можем сделать с помощью ряда практических шагов.
Во-первых, нам нужно отличать наши подлинные ценности и интересы от тех, за которые мы цепляемся просто по причинам социальной валидации. Другими словами, мы должны открыть для себя навыки и виды деятельности, которые дают нам искру радости и внутреннее вознаграждение, которые являются определяющим признаком подходящей жизненной цели. Этому процессу самопознания лучше всего способствует восстановление чувства детского удивления и запоминание того, как играть.
✅ Если мы включим в нашу повседневную рутину сеансы исследования и экспериментирования, в ходе которых мы позволим нашему вниманию руководствоваться нашим естественным любопытством, со временем мы будем тяготеть к определенным видам деятельности, вокруг которых может быть построена жизненная цель.
Однако нам не следует отправляться на поиски «истинной» страсти, поскольку во многих случаях мы становимся увлечены какой-либо областью или деятельностью только после того, как начинаем преуспевать в ней. Если мы не желаем останавливаться на каком-то поприще, пока не будем уверены, что это наша «истинная» страсть, мы можем пуститься в бесконечный поиск и никогда не найти цели.
Поэтому мы должны снизить свои стандарты и искать область, которая вызывает наше любопытство. По крайней мере, на начальном этапе, вероятно, наш демон будет слаб; он не даст нам подавляющей уверенности в том, находимся ли мы на правильном пути.
Тем не менее, даже в условиях неопределенности нам все равно нужно действовать — мы должны прислушиваться к тонким подсказкам, которые дает наш демон, и выбирать область, которая, по крайней мере приблизительно, соответствует нашим интересам.
Однако выбор определенной области – это только первый шаг к поиску цели. Затем мы должны посвятить себя достижению мастерства в выбранной нами области, поскольку только тогда мы станем по-настоящему увлечены тем, что делаем, и только тогда мы сможем предоставить себе реальный шанс поддерживать себя финансово за счет выбранной нами деятельности.
Многим, кто боится, что они не способны достичь мастерства, следует помнить, что в большинстве областей совершенство в большей степени является результатом времени, проведенного в осознанной и целенаправленной практике, чем зависит от врожденного таланта.
Ницше является вдохновляющим примером писателя-короткометражки, который начинал как никто, но каждый день сочиняет анекдоты и становится страстным наблюдателем за тонкостями человеческой психологии - и все это в его стремлении создать величайшие истории, на которые он способен.
Продолжение статьи в следующем выпуске
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа