Найти тему

Воспоминания Виктории Токаревой, или Правда-матка в исполнении талантливого писателя

Оглавление

В книге Токаревой «Между прочим» собраны автобиографические очерки разных лет: как уже встречавшиеся в ранних публикациях, так и новые. Так или иначе погрузиться в мир известной писательницы, увиденный ее глазами, мне было интересно. Книга издана год назад.

Виктория Токарева, книга  "Между прочим", фото из интернета
Виктория Токарева, книга "Между прочим", фото из интернета

Образы писательницы и ее семьи, всплывающие в воспоминаниях

Книга «Между прочим» представляет записки писательницы о себе, о своей жизни и о тех людях из литературного и киношного мира, с кем ей приходилось общаться.

О своей личной жизни писательница пишет достаточно откровенно, однако в отношении своей персоны ее записки сдержаны и кратко документальны. В откровениях о себе нет никаких эффектных метафор, сравнений - только скупые факты о событии или обстоятельствах. Разве что декорации места жительства дается эффектными художественными мазками.

Вот она рассказывает о своем переезде в коммунальную квартиру к мужу и его родителям:

«Комната 30 метров. Поставили тонкую перегородку, получилось две кишки. Хорошо мы там жили».

О любовном треугольнике в жизни Виктории Токаревой

Большинство поклонников Токаревой ранее читали в многочисленных публикациях известной писательницы о сложных любовных отношениях в ее жизни, своего рода даже не треугольник, а квадрат: сама писательница, режиссер и сценарист Георгием Данелия, его гражданская жена с ребенком – актриса Любовь Соколова, а также собственные муж Токаревой. В новой повести, включенной в сборник, она подробно рассказывает о гражданском браке Данелии и Соколовой, но лишь пару слов о своем муже-научном работнике, об Игоре Дьяченко. О своей дочери, Наташе, она тоже пишет очень мало. Здесь она ссылается на то, что ее родственники непубличные люди, потому их жизнь она на публику не выносит.

Впрочем, приложением в книге идут домашние фотографии самой Токаревой в молодости, ее детей, внуков и правнуков.

Фото из книги, взято с сайта  магазина "Лабиринт"
Фото из книги, взято с сайта магазина "Лабиринт"

Родственники, друзья и знакомые в записках писательницы

Если свои личные обстоятельства писательница описывает конспективно, то совсем иначе она рассказывает о других людях. За острым словцом в карман не лезет – то и дело припечатывает ядреным словечком, впрочем, художественно оригинальным. Вот пишет о соседе в упомянутой уже коммуналке:

«Лицо его отражало отсутствие всякой мысли. Видимо, мозг не работал. Он стоял слегка под углом, пробовал ходить., иногда громко пукал и после этого пробегал вперед . Сие напоминало запуск космической ракеты. Из хвоста вылетал жар, после чего ракета устремлялась ввысь».

Это я и назвала правда-маткой талантливого писателя. Отношение к такому творчеству неоднозначное: написано эффектно, но вне всякой этики!

Достается и гражданской жене Данелия Любови Соколовой. Мы узнаем, что она была старше Данелия на 10 лет, что «Она держалась за него руками, ногами и зубами».

И даже, когда Токарева хочет похвалить соперницу, она ввинчивает пресловутую правду-матку:

«Я привыкла видеть Любу в домашнем халате, драном под мышками. А сейчас она стояла передо мной в красивой кофточке, совершенно не старая, не потерявшая товарный вид».

К тому же Токарева налепила на соперницу Любу сомнительный ярлык «родина-мать» - иронично, обидно, но довольно точно, учитывая народный образ в кино популярной актрисы.

А свою свекровь "Сонечку" писательница характеризует так: « …всё это было в ее голосе, назидательном, как лекция».

Любовные треугольники в жизни друзей писательницы

Иллюстративное фото, кадр из фильма с сайта lopezlinares-com
Иллюстративное фото, кадр из фильма с сайта lopezlinares-com

Будучи известной сценаристкой, Токарева была знакома и сотрудничала со многими известными деятелями кино и писателями. Из текста книги мы узнаем не только о талантливых достижениях этих деятелях, но и непременно о любовных треугольниках, в которых метались эти персоны. Их она тоже прямолинейно разоблачала. Вот пишет об известном драматурге Александре Володине о его треугольнике между женой Фридой и женщиной Леной, родившей ему сына. Характеризует его моральный облик:

«В своих пьесах он был добрый, великодушный, всё понимающий. А здесь (в жизни) все наоборот, как в кривом зеркале: злой, эгоистичный».

Но насколько добра сама писательница относительно упомянутых персонажей? Например, в таком заключении о последующих обстоятельствах семьи:

«Лена умерла. Володин взял к себе сына, жена Фрида возненавидела чужого отрока из чужого живота».

Обобщает мысль о творческих натурах, рассказывая и о других деятелях, она приходит к выводу, что творческие нестабильны, что "бросают своих женщин на половине дороги».

Как характерный пример ее вывода приводится грустная история поэта Павла Антокольского, суть ее: "одна жена, другая - старость, ненужность никому". И снова финт в семейной жизни.

Фото иллюстративное, из интернета, сайт magiya-vokrug-ru
Фото иллюстративное, из интернета, сайт magiya-vokrug-ru

Но меня больше впечатлила история Сергея Михалкова, который на старости лет нашел девушку, моложе его на 50 лет! По словам Токаревой, Михалков утверждал, что мужчины не бывают старыми, если они богаты.

В общем, всех упомянутых в книге писателей-киношников (в основном, мужчин ) писательница разоблачила, распяла, изничтожила (с указанием ФИО). Но о своей личной жизни, о жизни родственников сплошь умолчания и иносказания. Даже о матери и об отце практически ничего не сказано.

О творческих успехах, таланте и везении

О творческой жизни, писательской карьере, своей и других деятелей, в книге тоже порядком написано.

Вначале Виктория Токарева скромно сообщает, многие ее мечты юности сбылись. Что напечаталась в «Юности» в свои 20 лет с «какой-то мурой». Что поступила во ВГИК по протекции поэта Сергея Михалкова. Что однокурсники невзлюбили ее за прическу «бабетта» и талию 60 см. Что в 26 лет после публикации рассказа «День без вранья» стала известной, была приглашена в сценаристы, принята в Союз писателей СССР.

В ее текстах несколько раз возникает выражение «Подключение в космическую розетку». Токарева утверждает, что писателями рождаются и ждут своего часа, чтобы подключиться к космической розетке. Она упоминает Михаила Задорнова, который, якобы, подключился к пресловутой розетке, прочитав ее известный рассказ «День без вранья». А также сама она подключилась к подобной розетке после встречи с Войновичем. (Пришла на творческую встречу с ним, всучила ему две страницы своего рассказа. Он откликнулся, и дальше пошло-поехало).

Рассказывает о беседе со сторонним строителем, который предположил, что наверх среди людей искусства пробиваются хищники. Токарева возражает:

« Из своего литературного опыта (а я «пробилась» в двадцать шесть лет) я знаю, что существует единственный пропуск – талант. И случай. И больше ничего».

Несмотря на то, что и дело в тексте воспоминаний мелькают эпизоды, как молодая еще Виктория Токарева обращалась по телефону или заходила к известным персонам своего времени, и была ими поддержана, а то и подтолкнута, она не устает утверждать о своей особой удаче:

« Отправьте меня в долгое путешествие, именуемое жизнь, Господь Бог положил в мою корзину такую простенькую вещь, как удача. Удача сопровождала меня, и я довольно рано, пробилась в первые ряды писателей и кинематографистов. Я писала книги и сценарии с неизменным успехом».

В конце книги приводится большое интервью с Токаревой, вынесу сюда один вопрос из него:

"А какие были отношения в писательской среде между теми, у кого была удача и кому не везло?"

Токарева отвечает пространно, с многочисленными примерами, откуда, если подытожить вытекает четкий ответ: "Зависть!".

Немного о политической стратегии писательницы

О себе пишет, что в советское время не была диссидентом, однако считает, что и обласкана советской властью не была. Что ничего не получала от власти бесплатно, а все покупала: квартиру, дачу.

«Если бы меня прикармливали дачами, квартирами, я должна была бы это отработать». Действительно, тематика рассказов писательницы была несколько в стороне от генеральной линии партии.

Однако Виктория Токарева, находясь на вершине иерархии, отмечает отношение власти не только к живым, но и к мертвым. Вот она описывает похороны Владимира Войновича:

« Народу собралось много. Толпа. Я пыталась разглядеть хоть одно официальное лицо. Тщетно».

Или о похоронах другого известного деятеля:

«Похороны прошли тепло и торжественно одновременно. Люди – цвет нации. Речи – глубокие и умные, а не казенное бла-бла …. . Искренние слезы. Изысканные поминки».

В общем, книга толстая, порядка 600 страниц (покупала ее в электронном виде на литрес, кину в закрепленном комментарии ссылку на нее), чтение любопытно. Понятно теперь, как протекала писательская жизнь в советское время. И какие перспективы открывались у тех, кто пробивался наверх!

Дополнение к теме: