Найти в Дзене

ПРО ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ИЛИ "НАДО ЛИ С РЕБЁНКОМ - КАК СО ВЗРОСЛЫМ?"

Сегодня в торговом центре. На центральную аллею магазина, толкая перед собой свою же коляску, из торгового зала сбоку выбегает малыш лет около двух. Абсолютно счастливый. Видно, что на ногах он держится ещё не совсем уверенно, а коляска помогает ему удерживать равновесие и вообще – так прекрасно катится. И вот всем своим счастьем, коляской и собой ребенок врезается в проходящего мужчину. Тот, от неожиданности и немалого толчка, почти падает, опирается на одну руку и, еле удержавшись на ногах, молча ходит, потирая ушибленную голень.

Из магазина, следом за ребенком, выбегает молодая женщина и набрасывается на него с руганью:

- Ты зачем так быстро выбегаешь?! Нельзя так быстро бегать! Ты что, не видишь, сколько тут людей? Надо аккуратно! Сколько я тебе говорила?

Малыш снизу вверх расширенными глазами смотрит на мать. Улыбка медленно сползает с его лица. Женщина дергает ребенка за воротник курточки, отдирает от коляски его руки и, продолжая гневаться и что-то говорить ему сердитым голосом, уводит.

С тем же успехом, то есть – бессмысленно и бесполезно, маме малыша можно было наговорить ребенку любую абракадабру, которую тот точно так же не понял бы. Какие люди, которых много? Весь стимульный ряд, который единовременно может освоить ребенок полутора-двух лет – это та самая коляска и есть. Он и не заметил никаких людей.

Зачем он это делает – тоже не скажет, осознающая способность почти полностью отсутствует, не поймёт даже самого вопроса. Зато - постепенно поймёт, что проявляться, радоваться, отдаляться – опасно, вон как мама кричит и дёргает за руку; брать на себя чужую ответственность и испытывать чувство вины за это – нормально.

Безопасность дошкольника, а также - комфорт и спокойствие окружающих людей при взаимодействии с ним – забота и ответственность его родителей. Хочет мама, чтобы сын катил коляску медленно? Вот пусть так сама и катит, придерживает, показывает, как надо, приговаривая про окружающих людей, комментируя успешность процесса.

При этом ни на что особенно не рассчитывая, а являясь неким полезным фоном, фигуры которого – информация о том, как мы живём в мире других, проявятся, станут понятными для ребенка и усвоятся им постепенно, как только он будет готов. Лет в пять.

Я и мои коллеги, специалисты, работающие с людьми, с большим уважением относимся к возрастным особенностям своих клиентов. Особенно детей. Взрослый человек уже может как-то скомпенсироваться, если с ним поговорить на языке, не соответствующем его возрастному этапу. Например, может дать обратную связь, посмеяться или возмутиться, если с ним будут разговаривать, как с двухлеткой и отрегулировать взаимодействие. А если не получится это сделать, может ограничить общение, а то и прервать контакт, передвинуться в другое место.

Ребенок – нет. Не поймёт требований, зато поверит, что - плохой. К тому же, весь мир маленького ребенка – это несколько близких взрослых и детей – его семья, пространство с ними же - его дом. Несколько мест, которые они посещают, снова вместе. Куда и как тут уйдёшь? Как им ответишь, если от них зависит всё? Абсолютная родительская власть.

Если бы родители осознавали силу своих посланий детям, то они были бы в разы – деликатнее и бережнее. Как думаете?