Вы когда ни будь задумывались, чем больше мы учимся, тем больше понимаем, что ничего не знаем?
Бывало у вас такое?
Почему же так происходит?
Все конечно связано с психологическими и когнитивными аспектами нашей психики.
Слышали за эффект Дunning-Kruger? В начале обучения у людей часто возникает завышенная самооценка своих знаний и умений. Однако по мере изучения и осознания нюансов темы они начинают осознавать свои пробелы в знаниях, что может вызывать чувство неуверенности.
Постоянно хочется узнавать все больше и больше, чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, насколько обширен мир и сколько еще остается непознанного. В процессе сталкиваешься с новыми знаниями, где понимаешь какие еще впереди горизонты.
Чем больше наш кругозор, и увеличение объем знаний, тем появляются множество новых вопросов, на которые пока нет ответов.
Обратная связь и саморефлексия при учебном процесс, которая включает в себя получение обратной связи, что способствует саморефлексии. Мы начинаем видеть свои ошибки и недостатки, что может создать впечатление, что мы знаем меньше, чем думали раньше.
И конечно же, стремление к совершенству, люди увлеченные обучением, часто стремятся к идеалу и совершенству. Это может привести к тому, что мы сосредотачиваемся на том, что еще не знаем, вместо того чтобы ценить то, что уже усвоили.
Так же меняется наше восприятие той информации, которую мы получаем.То, что когда-то казалось простым, может стать более сложным и многогранным, что ведет к осознанию глубины и сложности темы.
Сравнение с экспертами тоже частый синдром. По мере углубления в изучение мы можем начать сравнивать себя с экспертами в данной области. Это может создавать ощущение недостаточности, так как мы видим, насколько много они знают по сравнению с вами.
Так же я для себя выделила самый главный аспект , это ограниченность по времени.
Как же хочется изучать и узнавать все больше и больше, но просто не хватает времени.
Да наша профессия это обучение длинною в жизнь, и синдром самозванца иногда выскакивает)
Эти аспекты подчеркивают, что процесс обучения — это не только накопление фактов, но и внутреннее развитие, которое может вызывать чувство неопределенности и осознания безграничности знаний.
Как я с этим справляюсь? просто говорю себе: Я знаю, то что я ничего не знаю, но я знаю больше чем другие
Автор: Лариса Кондрашова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru