Важно понимать, что готовность к родительству определяется наибольшим количеством факторов, чем физические, нравственные и социальные.
Личность родителя должна понимать соответствие своих действий, желаний поставленным целям, принятым в обществе и семье, в результате чего возникает готовность к содержанию, воспитанию, формированию ребенка.
От целостности семейного коллектива, а именно наличия в нем и отца и матери в большой мере зависит успешное воспитание ребенка, поскольку происходит обеспечение естественной атмосферы внутрисемейных отношений. Оба родителя обеспечивают воспитательное влияние на ребенка и создают необходимые условия для его нормального развития, в частности между полами, готовят к общению с представителями мужского и женского полов.
Родителю важно знать, что отсутствие наглядного образа взаимоотношений мужа и жены порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи и созданию гармоничных отношений внутри.
Существует мнение, что люди, вступающие в брак, воспроизводят структурный тип семейной системы своей родительской семьи, и таким образом, семьи воспроизводят сами себя. Стили взаимодействия предыдущих поколений служат моделями для семейного функционирования следующих поколений.
Психологи С. Хазан и Ф. Шейвер в конце 80-х гг. выдвинули теорию, что люди в браке склонны вести себя так, как их научили в родительской семье.
Личностная зрелость родителей есть характеристика личности родителя как осознающего ответственность за реализуемые им воспитательные воздействия, умеющего гибко строить свои взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества, воспринимающего родительство как творчество и возможность для самореализации. В структуре личностной зрелости родителей выделяется три компонента:
- Когнитивный — представление о себе как ответственном человеке, представление о ребенке как равноправном члене семьи, представление о процессе воспитания как развитии, а не исправлении недостатков;
- Поведенческий — деятельность родителя по уходу и материальному обеспечению ребенка, навыки сотрудничества с ребенком (умение говорить о своих чувствах, слышать то, что говорит ребенок решать конфликт по типу «выиграть—выиграть»);
- Эмоциональный — безоценочное, безусловное принятие ребенка, сообщение ему о том, что он дорог, нужен, важен, что он просто хороший, выражение недовольства отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Деятельность по формированию личностной зрелости родителей направлена на развитие личности родителя и обучение основным приемам сотрудничества с детьми: активному слушанию, умению говорить о своих чувствах, разрешать конфликты по типу «выиграть». Подобная программа должна решать следующие задачи:
- проработка проблем, вынесенных из родительской семьи (коррекция опыта первичной семьи);
- формирование мотивации на личностные изменения;
- осознание личностных проблем, блокирующих взаимопонимание с ребенком и другими членами семьи;
- принятие авторства собственной жизни;
- формирование представления об ответственности как свободе;
- развитие рефлексии;
- расширение осознанности мотивов воспитания;
- формирование навыков сотрудничества с ребенком;
- активизация творческого потенциала;
- развитие гибкости мышления и поведения;
- преодоление ригидных стереотипов воспитания;
- формирование чувства любви к себе и принятия себя.
Основной принцип такой программы может быть сформулирован высказыванием К. Юнга:
«Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих».
Важное условие надлежащей морально-психологической атмосферы в семье, эффективного воспитательного влияния родителей на детей — родительская любовь.
Любовь родителей — это естественное чувство, совершенно необходимое детям, она не только обогащает их эмоциональную жизнь, жизнь всей семьи, но и подсказывает родителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь к детям не может быть «слепой», она должна проявляться на разумной основе с объективным учетом реальных интересов ребенка, что особенно важно для неполных семей.
Совершенно ясно, что долг родителей с самого начала и в дальнейшем — заботиться о том, чтобы ребенок с раннего возраста нормально развивался, получал правильное воспитание. Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, будто уверенность ребенка в том, что его любят, приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение.
Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.
В развитой форме «родительство» включает в себя:
- ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
- родительские установки и ожидания;
- родительское отношение;
- родительские чувства;
- родительские позиции;
- родительскую ответственность;
- стиль семейного воспитания.
Ценностные ориентации супругов – это отражение в их сознании ценностей, признаваемых ими в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценности, которых придерживаются родители, влияют на формирование структуры иерархии ценностей у их детей, так как ребенок непременно идентифицирует себя со взрослым. Ценностные ориентации делают семью крепче и являются основой перспективы ее развития, таким образом являясь мощным фактором интеграции.
Родительские установки – это определенное мнение супругов по поводу родительской роли. Родительские установки имеют корреляции с родительскими ожиданиями. Когда говорится о взаимных установках и ожиданиях супругов по отношению друг к другу, речь идет о гласном или негласном распределении ролей. Под установками и ожиданиями по отношению к своему ребенку обычно понимаются явления, реализованные в стиле воспитания и родительском отношении в целом.
Родительское отношение – это сложное образование, которое состоит из: межличностной дистанции, интегрального принятия или отвержения ребенка, социальной желательности поведения и формы и направления контроля. Существуют четыре основных типа родительских отношений:
1) принимающе-авторитарное отношение, характеризующееся принятием родителями ребенка, одобрением его, но при этом наличием требований с их стороны социальных успехов от ребенка;
2) отвергающее с явлениями инфантилизации – присутствует эмоциональное отвержение ребенка родителями, низкая оценка его индивидуально-личностных качеств, приписывание ему социально неодобряемых черт и негативных наклонностей;
3) симбиотическое отношение, для которого свойственна гиперопека и наличие паттернов поведения симбиотического характера в общении с ребенком;
4) симбиотически-авторитарное, отличающееся от предыдущего типа наличием гиперконтроля.
Родительские чувства – это наивысшая форма эмоциональных взаимоотношений супругов и их отношений к детям, для которой характерна относительная устойчивость, обобщенность, соотнесенность с потребностями и ценностями. Они могут быть различной модальности: помимо родительской любви, ребенок может ощущать на себе также и чувства усталости, раздраженности родителей и т.п. Их особенностью является то, что они необходимы для поддержания самой жизни ребенка, а потребность в родительской любви является жизненно важной для маленького ребенка, ожидающего доверия со стороны родителей, принятия его таким, каков он есть.
Родительские позиции – это реальная направленность, основанием которой является сознательная или бессознательная оценка ребенка со стороны родителей, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Одной из самых частых родительских позиций является позиция «над», «сверху», тогда как, наилучшим вариантом было бы равенство позиций.
Родительская ответственность – это специфическая социальная позиция субъекта, которая может быть описана мерой принятия и реализации им некоторых норм ответственного поведения. Член семьи может нести ответственность за других членов семьи и за семью в целом как социальную группу.
Ответственность — одна из важнейших характеристик личностной зрелости. Большинство людей воспринимают ответственность как нечто тягостное, связанное со словом «должен», с отсутствием выбора и свободы. Человек ответственен, а значит, свободен, то есть он обладает свободой выбора, так как именно он несет ответственность за все выборы в своей жизни (не обстоятельства, не судьба, не другие люди). Нести ответственность — это значит не испытывать чувства вины, стыда, злости, обиды (не на кого обижаться, я сам это выбрал). Ответственность за свои чувства, проекции, действия помогает избежать и предупредить многие ошибки в воспитании. А умение найти компромисс между свободой и ответственностью, свободой и вседозволенностью в процессе воспитания детей и, в первую очередь, в своей собственной жизни поможет становлению здоровых, ответственных и свободных личностей.
Стиль семейного воспитания – это некоторая квинтэссенция всех компонентов родительства, перечисленных выше. Характер поведения ребенка, прежде всего, зависит от родительского стиля воспитания. Родители являются моделями поведения, оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка и всей личности в целом. Стиль воспитания выступает реализатором системы санкций, существующей в семье, ее норм и ценностей.
Представление о родительстве – это наглядный образ явления родительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего, в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа является менее ярким и детализированным, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщенное и схематизированное. По своей сути представление о родительстве является фантазией, так как явления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и другое, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.
Многие люди представляют родительство как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени и считают, что необходимо быть готовыми к нему.