Найти тему
Мамина Йога

Психологическая готовность к родительству

Важно понимать, что готовность к родительству определяется наибольшим количеством факторов, чем физические, нравственные и социальные.

Личность родителя должна понимать соответствие своих действий, желаний поставленным целям, принятым в обществе и се­мье, в результате чего возникает готовность к содержа­нию, воспитанию, формированию ребенка.

От целостности семейного коллектива, а именно наличия в нем и отца и матери в большой мере зависит успешное воспитание ребенка, поскольку происходит обеспечение естественной атмосферы внутрисемейных отношений. Оба родителя обеспечивают воспитательное влияние на ребенка и создают необходимые условия для его нормального развития, в частности между полами, готовят к общению с представителями мужского и женского полов.

Родителю важно знать, что отсутствие наглядного образа взаимоотношений мужа и жены порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи и созданию гармоничных отношений внутри.

Существует мнение, что люди, вступающие в брак, воспроизводят структурный тип семейной системы своей родительской семьи, и таким образом, семьи воспроизводят сами себя. Стили взаимодействия предыдущих поколений служат моделями для семейного функционирования следующих поколений.

Психологи С. Хазан и Ф. Шейвер в конце 80-х гг. выдвинули теорию, что люди в браке склонны вести себя так, как их научили в родительской семье.

Личностная зрелость родителей есть характеристика личности родителя как осознающего ответственность за реализуемые им воспитательные воздействия, умеющего гибко строить свои взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества, воспринимающего родительство как твор­чество и возможность для самореализации. В структуре личностной зрелости родителей выделяется три компонента:

  1. Когнитивный — представление о себе как ответ­ственном человеке, представление о ребенке как равно­правном члене семьи, представление о процессе воспита­ния как развитии, а не исправлении недостатков;
  2. Поведенческий — деятельность родителя по уходу и материальному обеспечению ребенка, навыки сотрудниче­ства с ребенком (умение говорить о своих чувствах, слы­шать то, что говорит ребенок решать конфликт по типу «выиграть—выиграть»);
  3. Эмоциональный — безоценочное, безусловное приня­тие ребенка, сообщение ему о том, что он дорог, нужен, ва­жен, что он просто хороший, выражение недовольства от­дельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Деятельность по формированию личностной зрелости родителей направлена на развитие личности родителя и обучение основным приемам сотрудничества с детьми: ак­тивному слушанию, умению говорить о своих чувствах, разрешать конфликты по типу «выиграть». Подобная про­грамма должна решать следующие задачи:

  • проработка проблем, вынесенных из родительской семьи (коррекция опыта первичной семьи);
  • формирование мотивации на личностные изменения;
  • осознание личностных проблем, блокирующих взаи­мопонимание с ребенком и другими членами семьи;
  • принятие  авторства собственной жизни;
  • формирование представления об ответственности как свободе;
  • развитие рефлексии;
  • расширение осознанности мотивов воспитания;
  • формирование навыков сотрудничества с ребенком;
  • активизация творческого потенциала;
  • развитие гибкости мышления и поведения;
  • преодоление ригидных стереотипов воспитания;
  • формирование чувства любви к себе и принятия себя.

Основной принцип такой программы может быть сфор­мулирован высказыванием К. Юнга:

«Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы, прежде всего, вниматель­но проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих».

Важное условие надлежащей морально-психологиче­ской атмосферы в семье, эффективного воспитательного влияния родителей на детей — родительская любовь.

Любовь родителей — это естественное чувство, совершен­но необходимое детям, она не только обогащает их эмоцио­нальную жизнь, жизнь всей семьи, но и подсказывает ро­дителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь к детям не может быть «слепой», она должна проявляться на разумной основе с объективным учетом реальных интересов ребенка, что осо­бенно важно для неполных семей.

Совершенно ясно, что долг родителей с самого начала и в дальнейшем — забо­титься о том, чтобы ребенок с раннего возраста нормально развивался, получал правильное воспитание. Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, будто уверенность ребенка в том, что его любят, приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение.

Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязан­ности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют де­тям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с ко­личеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родите­лей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой са­мой главной воспитательной цели.

В развитой форме «родительство» включает в себя:

  • ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
  • родительские установки и ожидания;
  • родительское отношение;
  • родительские чувства;
  • родительские позиции;
  • родительскую ответственность;
  • стиль семейного воспитания.

Ценностные ориентации супругов – это отражение в их сознании ценностей, признаваемых ими в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценности, которых придерживаются родители, влияют на формирование структуры иерархии ценностей у их детей, так как ребенок непременно идентифицирует себя со взрослым. Ценностные ориентации делают семью крепче и являются основой перспективы ее развития, таким образом являясь мощным фактором интеграции.

Родительские установки – это определенное мнение супругов по поводу родительской роли. Родительские установки имеют корреляции с родительскими ожиданиями. Когда говорится о взаимных установках и ожиданиях супругов по отношению друг к другу, речь идет о гласном или негласном распределении ролей. Под установками и ожиданиями по отношению к своему ребенку обычно понимаются явления, реализованные в стиле воспитания и родительском отношении в целом.

Родительское отношение – это сложное образование, которое состоит из: межличностной дистанции, интегрального принятия или отвержения ребенка, социальной желательности поведения и формы и направления контроля. Существуют четыре основных типа родительских отношений:

1)      принимающе-авторитарное отношение, характеризующееся принятием родителями ребенка, одобрением его, но при этом наличием требований с их стороны социальных успехов от ребенка;

2)      отвергающее с явлениями инфантилизации – присутствует эмоциональное отвержение ребенка родителями, низкая оценка его индивидуально-личностных качеств, приписывание ему социально неодобряемых черт и негативных наклонностей;

3)      симбиотическое отношение, для которого свойственна гиперопека и наличие паттернов поведения симбиотического характера в общении с ребенком;

4)      симбиотически-авторитарное, отличающееся от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

Родительские чувства – это наивысшая форма эмоциональных взаимоотношений супругов и их отношений к детям, для которой характерна относительная устойчивость, обобщенность, соотнесенность с потребностями и ценностями. Они могут быть различной модальности: помимо родительской любви, ребенок может ощущать на себе также и чувства усталости, раздраженности родителей и т.п. Их особенностью является то, что они необходимы для поддержания самой жизни ребенка, а потребность в родительской любви является жизненно важной для маленького ребенка, ожидающего доверия со стороны родителей, принятия его таким, каков он есть.

Родительские позиции – это реальная направленность, основанием которой является сознательная или бессознательная оценка ребенка со стороны родителей, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Одной из самых частых родительских позиций является позиция «над», «сверху», тогда как, наилучшим вариантом было бы равенство позиций.

Родительская ответственность – это специфическая социальная позиция субъекта, которая может быть описана мерой принятия и реализации им некоторых норм ответственного поведения. Член семьи может нести ответственность за других членов семьи и за семью в целом как социальную группу.

Ответственность — одна из важнейших характерис­тик личностной зрелости. Большинство людей воспринимают ответствен­ность как нечто тягостное, связанное со словом «должен», с отсутствием выбора и свободы. Человек ответственен, а значит, свободен, то есть он обладает свободой выбора, так как именно он несет ответственность за все выборы в своей жизни (не обстоятельства, не судьба, не другие люди). Не­сти ответственность — это значит не испытывать чувства вины, стыда, злости, обиды (не на кого обижаться, я сам это выбрал). Ответственность за свои чувства, проекции, действия помогает избежать и предупредить многие ошиб­ки в воспитании. А умение найти компромисс между сво­бодой и ответственностью, свободой и вседозволенностью в процессе воспитания детей и, в первую очередь, в своей собственной жизни поможет становлению здоровых, от­ветственных и свободных личностей.

Стиль семейного воспитания – это некоторая квинтэссенция всех компонентов родительства, перечисленных выше. Характер поведения ребенка, прежде всего, зависит от родительского стиля воспитания. Родители являются моделями поведения, оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка и всей личности в целом. Стиль воспитания выступает реализатором системы санкций, существующей в семье, ее норм и ценностей.

Представление о родительстве – это наглядный образ явления родительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего, в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа является менее ярким и детализированным, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщенное и схематизированное. По своей сути представление о родительстве является фантазией, так как явления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и другое, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.

Многие люди представляют родительство как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени и считают, что необходимо быть готовыми к нему.