Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Река времени 5. Ленинград. 366 школа.

Юрий Бахарев

Предыдущая часть:

1. Введение

В конце лета 1957 года по линии Министерства обороны мы наконец получили долгожданное жилье в Ленинграде. Нашей семье дали две комнаты в трехкомнатной квартире крупнопанельного дома на углу Нарымского проспекта и улицы Гастелло. По Нарымскому проспекту (впоследствии переименованному в проспект Гагарина) это был дом № 27, а по улице Гастелло – дом 30.

2. Новое жилье

На нечетной стороне улицы Гастелло, недалеко от нашего дома, находилась тогда ещё заколоченная и обшарпанная Чесменская церковь, на которой, однако, висела табличка "Охраняется государством", и здание Чесменского дворца, бывшее в те годы одним из учебных корпусов ЛИАПА.

В третьей комнате нашей квартиры №296 поселились две женщины и одна девушка, чуть старше меня. Старшую звали Елизавета Алексеевна, а её сестру – Александра Алексеевна. Тетя Шура, как я её звал, была в возрасте моей мамы, а тетя Лиза на несколько лет старше. Тетя Шура, как она говорила, была девицей и очень этим гордилась.

3. Соседи

Про отца Гали, так звали дочь тети Лизы, никто ничего не рассказывал, а мы и не спрашивали. Галя – стройная, красивая девушка, училась в техникуме и мне казалась уже взрослой. Никаких романтических чувств у меня она не вызывала, хотя умом я понимал, что она настоящая красавица. Несколько раз мы с ней сходили вместе на каток, и на этом наши неформальные отношения закончились. И в дальнейшем, до самого её замужества, мы были с ней добрыми соседями.

4. Школа и друзья

Наш дом, построенный в стиле «сталинского ампира», имел вид большой буквы С. Окна коридора нашей квартиры, находившейся на втором этаже, смотрели в разрез буквы. Во внутреннем дворе был устроен фонтан, который, однако, никогда не работал. По горизонтальным сторонам буквы располагались арки, а на вертикальной стороне, обращенной на Нарымский проспект, в первом этаже находилась почта.

В двенадцати минутах неспешной ходьбы раскинулся Московский парк Победы. Дом от проезжей части проспекта отделял бульвар, тянущийся до парка Победы. Сейчас в это трудно поверить, но тогда сразу за проспектом начиналось поросшее кустарником поле, за которым можно было видеть насыпь Витебской железной дороги.

Первую четверть десятого класса я начал в школе №365, находящейся в пяти минутах ходьбы от нас во дворе за кинотеатром Дружба, что был на Московском проспекте в доме №202. Вместе со мной в 10 "В" класс пришел еще один парень из нашего дома, Леша Сендюков.

5. Изменения в образовании

В это время в стране была очередная административная перестройка, и его отца, какого-то крупного аппаратчика, прислали из Москвы для укрепления кадров. Так как мы оба были в классе новенькие, да еще и жили рядом, то стали, естественно, приятелями.

Леша был настоящим голливудским красавцем, черноглазым и чернобровым. Он это знал и научился умело пользоваться своей внешностью. Уже через месяц учебы он начал неформальные отношения с одной из наших молодых учительниц, не очень-то скрывая это от одноклассников.

6. Переход в 366-ю школу

В это же время было принято достаточно странное постановление о том, что на гуманитарные факультеты с дневной формой обучения будут брать только тех, у которых стаж работы на производстве не менее 2-х лет. Это означало, что моё намерение поступить после школы на философский факультет ЛГУ не исполнится.

Все эти новости бурно обсуждались десятиклассниками. Во время одного такого разговора я услышал, что 366-я школа со второй четверти этого года будет работать как политехническая. Вводится одиннадцатилетнее обучение, а после окончания школы можно будет поступать на гуманитарные специальности. Меня это известие заинтересовало, и я сходил в 366-ю школу узнать подробности.

7. Учебный процесс

Родители были не против этого решения, и вторую четверть десятого класса я начал в 366-й школе. Решение, конечно, было не бесспорное, но ни тогда, ни сейчас, по истечении многих лет, я не жалею о сделанном выборе. Тем более, что уровень подготовки, который обеспечивался в этой школе, оказался гораздо выше, чем в 365-й.

Директором школы был Виктор Иванович Гужиев, спокойный и справедливый педагог, читавший у нас историю. Русский язык и литературу у нас преподавала Ирина Петровна Тетюева, миниатюрная женщина, добрая и обаятельная, умеющая не только заинтересовать учеников высокой литературой, но и научить азам литературного творчества.

8. Дружба и отношения

Я сразу и без проблем вписался в новый коллектив. Буквально со всеми в классе у меня сложились хорошие, дружеские отношения. Особенно теплыми они были в нашей малой компании: Саша Пафомов, Юра Зотов, Марик Драпкин, Саша Данильченко и я.

Не много в стороне от нас держалась вторая группа парней: Дима Тигин, Гена Худяков, Гена Горбунов, Саша Коровкин и Витя Леус. Витя пришел в класс одновременно со мной, и хотя был вполне дружелюбен, держался несколько в стороне. Дима Тигин был весь настроен на учебу, ни какое баловство его не отвлекало.

9. Туристский поход по Карелии

Летом 1958 года мы, нашей школьной компанией, организовали туристский поход по Карелии. В поход пошли Бахарев, Горбунов, Данильченко, Драпкин, Друян, Зотов, Коровкин, Тигин, Пафомов, Худяков, Бокова, Главатская, Зайцева, Ровнова, Семидетнова, Соболева. Руководила походом только что пришедшая в школу молодая учительница географии Людмила Николаевна.

Выехали мы с Финлянского вокзала и, объехав с запада и севера Ладожское озеро, прибыли в Карелию. Несколько дней шли ненаселенной тайгой, ориентируясь только по компасу. Места там исключительно красивые: красный сосновый лес с белым мхом ягелем под ногами, холмистая местность с бесчисленными озерами.

10. Завершение учебы и будущее

Сейчас, через много лет после окончания школы, ясно чувствую, что годы учебы в 366-й школе были одними из самых счастливых годов в моей жизни. Даже с учетом того, что вся жизнь моя и потом была достаточно благополучной: и работой своей я был почти всегда доволен. Одиннадцатый класс продолжил ту же жизнь экспериментальной политехнизированной школы, с теми же заботами и радостями, о которых я уже рассказал.

Этот контраст без слов говорил: надо поступать в ВУЗ. Из наших двух одиннадцатых классов не оказалось никого, кто бы захотел продолжить свою карьеру на нашем базовом предприятии. Абсолютное большинство из нашего класса собиралось поступать в технические вузы: ЛИАП, Корабелку, Военмех.

Я наметил для себя философский факультет университета. Часами просиживал в библиотеке, заинтересовавшись вопросом, что такое время. Наивно полагал, что философы – это люди, которые такими проблемами и занимаются. Написал тридцатистраничный реферат о взглядах ученых на проблему времени.

В одиннадцатом классе в отношениях между мальчиками и девочками уже явно проступал некий романтический налет, но почти не было разбиения на устоявшиеся пары типа «я с ней дружу». Семейная легенда гласит, что я увел гулять в парк свою будущую жену Лидочку Соболеву. Это было начало наших неформальных отношений.

Таким образом, воспоминания о том времени остаются яркими и полными эмоций, и каждый момент, проведенный в этой атмосфере, навсегда останется в памяти.

Река времени 5. Ленинград. 366 школа (Юрий Бахарев) / Проза.ру

Продолжение следует

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Бахарев Юрий Иванович | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц