От "гарсона" до "вшивого домика": Эволюция женских причесок в Советском Союзе
В СССР прически были не просто вопросом моды, но и отражением идеологии. Женские укладки, хотя и подвергались меньшей критике, чем мужские, все же не избежали внимания властей. Эволюция женских причесок в Советском Союзе началась с радикального "гарсона" 1920-х годов.
"Гарсон", что в переводе с французского означает "под мальчика", стал символом новой эпохи. Эта стрижка олицетворяла образ женщины-труженицы, спортсменки и студентки. Короткие волосы были практичны и удобны для работы на производстве или в поле. Популярность "гарсона" среди работниц и крестьянок была огромной, знаменуя отказ от буржуазных локонов и буклей.
К концу 1920-х годов появилась тенденция не только коротко стричься, но и завивать волосы. Эта мода вызывала критику как проявление мещанства, однако запретить ее не удалось. Женщины продолжали экспериментировать с укладками, несмотря на неодобрение властей.
1930-е и 1940-е годы ознаменовались возвращением к более сложным прическам. Особую популярность приобрел перманент – долговременная завивка. Эта техника позволяла сохранять укладку длительное время, что было особенно ценно в условиях постоянной занятости советских женщин.
Новый виток в развитии причесок пришелся на 1957 год, когда в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Именно тогда появилась прическа "Венчик мира", ставшая своеобразной визитной карточкой движения стиляг и сочувствующих им.
Настоящий бум в парикмахерском искусстве вызвал выход на экраны в 1959 году французской комедии "Бабетта идет на войну". Главная героиня фильма носила высокую объемную прическу, которую советские женщины тут же попытались повторить. Для создания подобной укладки использовали все доступные средства: лак для волос "Прелесть", а при его отсутствии – сахарный сироп. Конструкцию закрепляли множеством шпилек, невидимок и заколок. Некоторые особо изобретательные дамы даже прятали внутри прически пустые консервные банки для поддержания объема. Из-за сложности ухода такую прическу сохраняли по несколько дней, за что она получила ироничное прозвище "вшивый домик".
Другим кинематографическим хитом, повлиявшим на моду, стал фильм "Колдунья" с Мариной Влади. После его выхода на экраны советские женщины массово увлеклись длинными пышными волосами.
В 1967 году в СССР впервые выступила французская певица Мирей Матье, познакомив советских женщин с прической "сессун". Эта стрижка, характеризующаяся четкими линиями и гладкой текстурой, быстро завоевала популярность и не теряет ее до сих пор.
Химия, краска и парики: Тернистый путь к красоте
Окрашивание волос в СССР было отдельной эпопеей. Промышленные краски для волос, появившиеся в 1950-х годах, были недоступны большинству советских женщин. Это привело к расцвету народных методов окрашивания. Для осветления волос использовали отвар ромашки или луковой шелухи. Более радикальные модницы прибегали к перекиси водорода, за что получили прозвище "пергидрольные блондинки". Однако такой метод был рискованным – известны случаи, когда после посещения бассейна с хлорированной водой волосы приобретали неожиданный зеленый оттенок.
В 1960-х годах в моду вошел образ активной пенсионерки с голубыми волосами. Для достижения такого эффекта волосы после мытья полоскали в слабом растворе чернил. Позже на прилавках магазинов появились краски и оттеночные кремы производства ГДР, значительно упростившие процесс окрашивания.
Качество обслуживания в советских парикмахерских часто оставляло желать лучшего. Результат перманента или химической завивки мог оказаться совершенно неожиданным, а иногда и катастрофическим. Для таких случаев в парикмахерских имелся набор париков, которые можно было взять напрокат, чтобы скрыть неудачную стрижку или окрашивание.
В 1970-е годы с Запада пришла мода на парики, быстро оцененная занятыми советскими женщинами. Парик позволял мгновенно создать идеальную прическу, что было особенно удобно при напряженном рабочем графике. Однако уход за париками требовал особого внимания: их осторожно стирали и сушили, надевая на трехлитровую банку. Качественные парики были дефицитом и часто приобретались через знакомых или у спекулянтов. Японские и корейские парики стоили около 100 рублей, что равнялось средней месячной зарплате.
1980-е годы ознаменовались появлением "удлиненного боба" с завитыми вниз волосами. Эта прическа стала символом работающей женщины, активно участвующей в общественной жизни.
Несмотря на общую лояльность к женским прическам, некоторые тенденции все же подвергались критике. Крашеные волосы часто считались признаком дурного вкуса. В сатирическом журнале "Крокодил" регулярно появлялись карикатуры, высмеивающие чрезмерное увлечение модой, которое, по мнению идеологов, отвлекало от работы и негативно влияло на моральный облик советской женщины.
Конец 1980-х - начало 1990-х годов ознаменовались появлением новых модных тенденций. Самой популярной женской прической этого периода стала укладка, получившая ироничное название "взрыв на макаронной фабрике". Ее характерными чертами были большой объем, завивка и непременная челка – также завитая и обильно покрытая лаком. В это же время появились прически "под Пугачеву", каскадные стрижки и укладки, вдохновленные героинями популярного сериала "Просто Мария".
Мужские прически: Под надзором партии и комсомола
Если к женским прическам в СССР относились сравнительно лояльно, то мужские стрижки находились под пристальным вниманием властей. Идеальным вариантом считались короткие аккуратные стрижки, не мешающие работе и другой активной деятельности. Длинные волосы у мужчин воспринимались как признак неблагонадежности и "западного влияния".
В популярных мультфильмах того времени часто обыгрывалась идея о том, что достаточно постричь "заблудшего" героя, чтобы вернуть его на путь истинный. Эта метафора отражала общее отношение к длинным волосам у мужчин в советском обществе.
В 1970-х годах, когда идеологический контроль несколько ослаб, мужчины начали экспериментировать с более длинными и объемными прическами. Появилась мода на усы и бакенбарды, хотя последние все еще не одобрялись консервативной частью общества. В кинематографе усы и бакенбарды часто были атрибутами отрицательных персонажей – тунеядцев, спекулянтов и ловкачей.
Особенно строгий контроль за прическами осуществлялся в учебных заведениях. В школах нередко можно было увидеть директора или дежурных учителей, встречающих учащихся в вестибюле с линейкой и ножницами в руках. Слишком длинные или неаккуратные прически безжалостно корректировались на месте.
Борьба с "идеологическими диверсиями": От стиляг до панков
Особое место в истории советских причесок занимает феномен стиляг – молодежной субкультуры, распространенной в 1940-х - 1960-х годах. Одним из отличительных признаков стиляг была прическа, называемая "кок". В рамках борьбы с "низкопоклонством перед Западом" эта прическа подвергалась жесткой критике и общественному осуждению.
Стиляг прорабатывали на комсомольских и студенческих собраниях, а особо упорных могли даже отчислить из вузов. В прессе активно тиражировался образ стиляги как глупого, недалекого бездельника, вызывающего у "правильных" сверстников лишь брезгливый смех. В небольших городах дружинники и комсомольский патруль нередко задерживали молодых людей с "неправильными" прическами и насильно стригли их под полубокс, порой используя весьма грубые методы.
На смену стилягам в 1970-е годы пришли советские хиппи, которым приходилось не легче. В общественное сознание активно внедрялась мысль о том, что западная мода оказывает разлагающее влияние на молодежь и может привести к предательству родины. Особой критике подвергались длинные волосы одинаковой длины у юношей и девушек.
Длинные волосы, особенно если они были подхвачены хайратниками (ремешками или тесемками), могли стать поводом для задержания милицией, исключения из комсомола и других серьезных неприятностей. Советская пропаганда формировала в обществе представление о том, что длинноволосый молодой человек – это непременно бездельник, пьяница, наркоман и человек нетрадиционной сексуальной ориентации. Многие граждане, увидев группу молодых людей с длинными волосами, считали своим долгом немедленно сообщить об этом в милицию.
К концу 1970-х - началу 1980-х годов появились новые молодежные субкультуры – панки и металлисты. Их экстравагантные прически – ирокезы, "помойки" и крашеные волосы – вызывали еще большее неодобрение властей. Однако времена уже менялись, и представители этих субкультур были не так миролюбивы, как их предшественники. Попытки насильно состричь хайры и ирокезы часто заканчивались неудачей, поскольку "рокеры" давали отпор и нередко сами отвешивали тумаков "борцам за общественную мораль".
Панки и металлисты проявляли удивительную изобретательность в создании своих причесок. Помимо классического ирокеза, существовал "шипованный" вариант, напоминающий драконий гребень. Прическа "помойка" создавалась путем нанесения на волосы небольшого количества пива с последующим тщательным взъерошиванием. Из-за дефицита специальных красок для волос неформалы нередко использовали для окрашивания йод и зеленку.
Несмотря на все усилия властей, молодежные субкультуры продолжали существовать и развиваться, а их прически становились все более экстравагантными. К концу 1980-х годов, с началом перестройки, отношение к необычным прическам стало более терпимым. Сегодня многие из этих некогда "запретных" причесок можно увидеть в более мягких, "гламурных" вариациях, что свидетельствует о их непреходящем влиянии на моду и культуру.