Найти тему
Lace Wars

Загадочные камни России: следы древних богов или осколки ритуалов прошлого?

Оглавление

На просторах России разбросаны удивительные свидетели древности – камни с загадочными знаками. Эти молчаливые хранители тайн прошлого несут на себе отпечатки человеческих рук и ног, следы животных и птиц, а также странные геометрические фигуры. Возраст этих камней насчитывает тысячи лет, но их истинное предназначение до сих пор остается загадкой для ученых и исследователей.

Интерес к этим необычным артефактам возник в XIX веке, когда в России начало активно развиваться краеведение. Историки, археологи и просто любознательные граждане стали обращать внимание на эти странные камни, разбросанные по всей стране. Даже великий историограф Николай Карамзин упомянул их в своем монументальном труде "История государства Российского", отметив их как свидетельства "каменосечного искусства древних славян".

Одно из первых официальных сообщений о подобной находке поступило в Петербургскую Академию художеств от священника Андрея Дюкова из села Хитицы. Он описал огромный валун, на котором были высечены крест, лосиный рог и медвежья лапа. Эта находка вызвала немалый интерес в научных кругах и послужила толчком к дальнейшим исследованиям.

В 1880 году в той же местности, недалеко от деревни Замошье, крестьянин обнаружил еще один удивительный камень. На нем были изображены странные символы, напоминающие кочерги, вилы, костыли с крюками, трезубцы и серпы. Эта находка еще больше подогрела интерес к загадочным камням и породила множество теорий об их происхождении и назначении.

Первые исследователи и коллекционеры

Одним из пионеров в изучении и коллекционировании необычных камней стал Федор Николаевич Глинка – декабрист, поэт и публицист. В своем имении Кузнецово, расположенном в Бежецком уезде, он создал уникальный "музей валунов" под открытым небом. Среди экспонатов этого необычного музея были камни как с природными, так и с рукотворными изображениями.

Особое внимание Глинки привлек один из камней, который он описал в своей статье, опубликованной в "Русском историческом сборнике" в 1837 году. Этот небольшой, но тяжелый черный камень был покрыт странными узорами, напоминающими ленту или тесьму. На одном его конце была высечена стопа обутого человека, а на другом – загадочный узел с раскинутыми концами. Вся поверхность камня была испещрена пересекающимися выпуклыми линиями, придававшими ему сходство со спеленатой мумией.

К сожалению, уникальная коллекция Глинки не сохранилась до наших дней. Предположительно, она была утрачена во время Великой Отечественной войны, что лишило современных исследователей возможности изучить эти интересные артефакты.

Щеглец - валун с петроглифами бронзового века, находится в Новгородской области
Щеглец - валун с петроглифами бронзового века, находится в Новгородской области

По мере того, как интерес к необычным камням рос, появлялось все больше сообщений о подобных находках. Краеведы и историки с удивлением узнавали о валунах с высеченными на них следами птиц, зверей и людей, отпечатками рук и подков, крестами различных форм и размеров, а также загадочными углублениями в виде чаш и точек.

Народные поверья и легенды

Отсутствие научного объяснения происхождения и назначения этих камней породило множество народных поверий и легенд. В разных регионах России их называли по-разному: "чертовы следы", "следы дьявола", "божьи ножки", "следы Христовы" или "стопы Богородицы".

Интересно, что отношение к этим камням у местного населения было неоднозначным. Те, что ассоциировались с нечистой силой, вызывали страх и суеверный ужас. Люди старались обходить их стороной, опасаясь навлечь на себя беду. С другой стороны, камни, считавшиеся святыми, пользовались большим почетом и уважением.

Особой популярностью пользовались камни с "божьими следками". Считалось, что вода, собранная из углублений в таких камнях, обладает целебными свойствами и может помочь при различных заболеваниях. Этнографы и краеведы XIX века, а в некоторых местах и в наше время, наблюдали интересные обряды, связанные с этими камнями. Люди приносили им различные дары: лепешки, яйца, шерсть, деньги и другие ценные предметы, надеясь получить благословение или исцеление.

В 1960-е годы краевед из города Шуи Сергей Николаевич Ильин провел масштабное исследование бассейна озера Селигер, где обнаружил несколько камней, известных как "божьи ножки". Продолжив свои поиски, он нашел подобные камни на берегах рек, в полях и на болотах Калининской, Псковской, Новгородской и Ярославской областей. Именно Ильин ввел в обиход красивое и поэтичное название "камни-следовики", которое прочно закрепилось в научной и популярной литературе.

Хотя подобные камни встречаются и в соседних странах, таких как Белоруссия и Литва, наибольшее их количество обнаружено именно в России. Например, в Тверской области, недалеко от деревни Новая, находится камень с высеченным крестом, вилообразным знаком и углублением в виде стопы. Еще один известный валун с "божьими ножками" расположен на Домашней горе около деревни Медведево той же области. Местные жители верят, что вода из него помогает при зубной боли.

Особого внимания заслуживает уникальный следовик, лежащий в Боровичском районе Новгородской области. Согласно местной легенде, на этом камне поскользнулся сам Христос, спускаясь с неба на землю. Эта легенда ярко иллюстрирует, как древние языческие верования переплетались с христианскими традициями, создавая уникальный культурный феномен.

Теории и гипотезы

Несмотря на многолетние исследования, ученые до сих пор не пришли к единому мнению о назначении камней-следовиков. Сергей Николаевич Ильин, посвятивший значительную часть своей жизни изучению этих загадочных артефактов, первым выдвинул версию об их практическом применении. Он предположил, что камни с высеченными изображениями использовались как маркеры собственности на определенную территорию, своего рода древние пограничные столбы.

Однако в 1965 году известный историк Александр Формозов выдвинул альтернативную теорию. Он обратил внимание на то, что поклонение камням со следами было распространено еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют мифы и легенды многих народов мира. Формозов предположил, что первоначальное назначение следовиков было иным, возможно, связанным с древними верованиями и ритуалами.

Интересно, что самое раннее письменное упоминание о следовидном углублении в скале относится к V веку до нашей эры. Греческий историк Геродот в своей "Истории" описывает свои странствия по Скифии и упоминает о скале у реки Тирас, где местные жители показывали отпечаток ступни Геракла, "похожий на след человеческой ноги длиной в 2 локтя". Примечательно, что, согласно легендам, Геракл считался родоначальником некоторых скифских племен.

Подобные предания встречаются и у других народов. Например, в легенде, записанной Джантемиром Шанаевым в "Сборнике сведений о кавказских горцах" (1870 год), говорится о большом белом камне со следовидным углублением, оставленным героем Хетагом – основателем одноименного аула и предком хетагуровцев.

Эти мифы и легенды наводят на мысль, что камни-следовики могли играть важную роль в формировании идентичности древних племен и народов. Они могли служить своеобразными "свидетелями" присутствия легендарных героев-прародителей на определенной территории, тем самым закрепляя права племени на эти земли.

Однако остается еще множество вопросов, на которые пока нет ответов. Почему, например, на одних камнях высекались маленькие, детские стопы, а на других – огромные, почти гигантские следы? Почему встречаются как пятипалые, так и беспалые отпечатки, а иногда даже следы обутых ног? Почему на некоторых валунах выбивалась только правая стопа, а на других – левая? Что означали эти различия?

Русский историк и фольклорист Александр Афанасьев предложил свой взгляд на символику следов в народной культуре. Он отмечал: "Нога, которая приближает человека к предмету его желаний, обувь, которою он при этом ступает, и след, оставленный им на дороге, играют весьма значительную роль в народной символике". Афанасьев также указывал, что в народных гаданиях и приметах нога и обувь часто связывались с идеей ухода из родительского дома, что может указывать на связь камней-следовиков с обрядами инициации или другими важными жизненными переходами.

Боровицкий камень: святыня в сердце Москвы

Особое место среди камней-следовиков занимает знаменитый Боровицкий камень, некогда находившийся на склоне одноименного холма в Московском Кремле. Этот камень, известный с древнейших времен, играл важную роль в жизни москвичей на протяжении многих столетий.

Название "Боровицкий" происходит от соснового бора, некогда покрывавшего этот холм. Археологические исследования показывают, что люди жили здесь уже в VI веке нашей эры. На протяжении 600-700 лет на холме располагалось языческое святилище бога Велеса, почитаемое местными жителями.

Боровицкий камень был центром народных верований и обрядов. Каждый год на Петров день (29 июня по старому стилю) москвичи приносили к камню своих младенцев, особенно больных, веря в его целительную силу. Матери набирали воду из реки или ручья, обливали ею камень, а затем собирали эту воду в отдельную посуду и поливали ею своих детей. После этого младенцев пеленали в чистое белье, а старую одежду оставляли у камня.

Выбор Петрова дня для этого обряда не был случайным. В христианской традиции камни-"божьи ножки" часто ассоциировались со святым Петром, чье имя по-гречески означает "камень". Эта ассоциация основывалась на словах Христа: "Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою..." (Евангелие от Матфея, 16:18).

Несмотря на христианизацию Руси и строительство на месте языческого святилища церкви Иоанна Предтечи (предположительно в XII веке), народное почитание Боровицкого камня не прекращалось. Летописи сохранили память о последнем московском волхве, отшельнике Вакуле, жившем на Боровицком холме до начала строительства церкви.

Традиция поклонения Боровицкому камню сохранялась вплоть до середины XIX века, что свидетельствует о глубокой укорененности древних верований в народном сознании. Однако в 1846 году судьба камня резко изменилась.

Бог Велес (за спиной татарина) на памятнике Тысячелетие России
Бог Велес (за спиной татарина) на памятнике Тысячелетие России

2 октября 1846 года император Николай I, находясь в Кремле, высказал недовольство тем, что церковь Иоанна Предтечи портит вид из окон Кремлевского дворца. Несмотря на протесты общественности, московский митрополит принял решение разобрать церковь. В ходе этих работ Боровицкий камень, также известный как камень Велеса, был тайно убран за одну ночь.