Найти тему

Абьюзер – это наследственное?

Все, кто сталкивался с абьюзивным поведением, задавались вопросом — откуда оно берется и может ли передаться детям. Сложно не заметить, что у большинства абьюзеров были деструктивные семьи, где применялось насилие в разных формах. И что, теперь дети тоже неизбежно вырастут абьюзерами? Давайте попробуем разобраться в этом.

Не буду отрицать очевидное, абьюзивное поведение, или насилие, действительно может передаваться из поколения в поколение. Но механизм передачи довольно сложный, он не обусловлен только биологией, огромную роль играют психологические и социальные факторы. Эта передача происходит не буквально, а через сложные взаимосвязи, включающие модели поведения, привитые в детстве, нарушения эмоционального развития и влияние окружающей среды.

Для начала, разберемся с термином. Под абьюзивным поведением понимают различные формы насилия — физическое, психологическое, сексуальное или экономическое. Абьюзер, или агрессор причиняет физическую или эмоциональную боль своей жертве, чтобы обеспечить контроль и доминирование над ней. Абьюзивные отношения могут быть циклическими и включать периоды "медового месяца", когда агрессор проявляет доброту и заботу, и это усложняет разрыв отношений деструктивные отношений.

Так как же абьзивное поведение передается из поколения в поколение? Можно выделить 4 фактора, которые способствуют передаче абьюза между поколениями:

1. Модели поведения в семье

Семья — первая социальная среда, в которой ребёнок учится моделям взаимодействия с окружающими. Если ребенок растет в семье, где насилие — привычный способ решения проблем, он может усвоить, что агрессия и контроль — это "нормально". Ребенок, наблюдая за действиями родителей, перенимает их модели поведения без критики. Они привыкают, что ссоры разрешаются через крики или физическое воздействие, и повторять это во взрослой жизни. Исследования показывают, что дети, ставшие свидетелями насилия, склонны либо к повторению агрессивного поведения в будущем, либо к тому, чтобы становиться жертвами агрессоров в своих отношениях.

2. Нарушения привязанности и эмоциональная травма

Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби со своими коллегами, проводивший исследования нарушений привязанности, пришел к выводу, что дети, которые подвергались насилию или наблюдали его в семье, часто развивают дезорганизованную привязанность, и в будущем у них будут либо в трудности с доверием к людям, либо они будут стремиться к контролю над партнером.

Эмоциональные травмы, полученные в детстве, могут оставаться на протяжении всей жизни и проявляться в виде посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) или других психологических нарушений. И это приводит либо агрессивному поведению, либо неспособности противостоять агрессии со стороны партнера.

3. Социальные и культурные нормы

Социальная среда и культура играют важную роль в том, как мы воспринимаем насилие. В некоторых культурах абьюзивное поведение может быть нормализовано, а насилие воспринимается как допустимый способ решения конфликтов или установления власти. Например, в патриархальных обществах женщины воспринимаются как "слабый пол", они чаще подвергаются абьюзу. Такие культурные установки передаются из поколения в поколение, и закладывают базу для дальнейшего насилия.

Более того, в обществах, где слабо развита система социальной поддержки, жертвы часто не могут найти помощь и поддержку, а уход от абьюзивных отношений осуждается окружением. Конечно, в таких условиях насилие будет существовать в семье на протяжении поколений, без попыток разрыва этого цикла.

4. Биологические и нейрофизиологические механизмы

Исследования показывают, что дети, подвергшиеся насилию в детстве, могут иметь нарушения в работе мозга. Например, хронический стресс, вызванный насилием, может негативно влиять на развитие префронтальной коры, которая отвечает за контроль импульсов и принятие решений. У таких детей повышен риск развития проблем с регуляцией эмоций, что делает их более уязвимыми к агрессивному поведению во взрослом возрасте.

Кроме того существует теория, согласно которой у детей, выросших в условиях насилия, нарушается работа системы стресса, что повышает вероятность агрессивного ответа в ситуациях конфликта.

А как насчет наследственности, спросите вы. А вот наследственность сама по себе не делает из человека абьюзера. Да, человек может быть легко возбудимым, чрезмерно эмоциональным, импульсивным, возможно, более агрессивным и менее эмпатичным, чем другие. Но эти врожденные свойства сами по себе не являются причиной абьюзивного поведения. Значительно важнее влияние этих четырех факторов: модели поведения в семье, нарушение привязанности, социальные и культурные нормы, и нарушения в физиологии в результате воспитания в деструктивной семье.

Так как же происходит передача абьюзивного поведения следующему поколению?

Одним из ключевых механизмов передачи агрессии является процесс социального обучения, который был впервые описан канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Дети учатся, наблюдая за поведением взрослых, и просто повторяют то, что видят. В контексте насилия это означает, что дети, наблюдающие агрессивное поведение, могут проявлять его в будущем, как по отношению к другим, так и по отношению к себе. Поэтому важны не слова родителей, а их действия и отношения между собой и с детьми.

Еще один механизм передачи абьюзивного поведения — перенос. Это понятие из области психоанализа означает, что подавленные чувства и воспоминания о насилии могут проявляться в виде агрессивного поведения в будущем так, как будто сейчас перед ними тот обидчик из прошлого. Пережитые в детстве травмы могут быть "вытеснены" в бессознательное, но в стрессовых или конфликтных ситуациях они выходят на поверхность, проявляются в агрессии.

Абьюзивное поведение может стать частью личной идентичности, если оно глубоко укоренено в семье и социальной среде. У людей, переживших насилие, мир черно-белый: они могут воспринимать себя как "сильных" или "доминирующих", если они агрессоры, или как "слабых" и "беспомощных", если они жертвы. Эти установки крайне устойчивы и передаются на детей через воспитание и взаимодействие в семье.

Насилие в семье часто развивается по циклическому сценарию, который описан в модели "циклов насилия". Этот цикл включает фазы нарастания напряженности, актов насилия и последующего "медового месяца", когда агрессор ведет себя доброжелательно и напряжение спадает. Жертвы привыкают к такому циклу и могут бессознательно искать такие же динамики в своих отношениях в будущем. Находя партнера, который обеспечит такой цикл, родители передают эстафету следующему поколению.

Как остановить передачу абьюзивной модели отношений следующим поколениям?

К счастью, остановить передачу абьюзивного поведения своим детям можно. Прерывание цикла насилия требует осознанных усилий. Даже если вы не можете повлиять на социальные и культурные нормы на уровне общества, вы многое можете изменить в себе и своей семье.

Если вы выросли в семье, где в норме были различные виды насилия, то, чтобы осознать и изменить свои модели поведения, не передать их детям, необходимо обратиться за помощью к психологу. Психотерапия — наверное, важнейший инструмент в решении этой задачи. Психотерапия помогает в работе с травмами, связанными с насилием, помогает создать здоровые стратегии разрешения конфликтов.

Если ваши дети проявляют агрессию, возможно, понадобится помощь не только детского психолога, но и невролога или психиатра. Многие проблемы решаются, если вовремя обратиться к специалисту.

Конечно, можно и нужно считать книги, смотреть видео по теме абьюза. Если вы знаете, с чем имеете дело, будет легче замечать насилие в своем и чужом поведении и противостоять ему. Находите и посещайте программы для родителей и детей, которые обучают навыкам ненасильственного общения и решения конфликтов.

Передача абьюзивного поведения из поколения в поколение — сложный процесс, и он обусловлен множеством факторов, начиная с семейных моделей и заканчивая социальными и культурными нормами. Тем не менее, цикл насилия можно прервать хотя бы в своей семье и передать будущим поколениям модель здоровых семейных отношений.

Автор: Психолог Андрей Петраков

Мой сайт (для записи на консультации): https://psy-zoom.ru/

Поддержать нас подпиской на Boosty https://boosty.to/petrakov

Наш канал в Telegram: https://t.me/psyzoom

Группа VK: https://vk.com/club43689992