Кино, как я уже писал, творчество коллективное. Мало сценаристу написать сценарий. Мало продюсеру найти финансирование и пригласить выдающегося режиссёра. Мало уговорить знаменитых актёров сниматься. А оператор, вообще-то и не снимет всё это красиво, если красиво не оформить. И вот тут в кадр входит художник-постановщик.
Художник-постановщик – третья по значимости творческая единица и соавтор фильма вместе с режиссёром и оператором. Это он рисует эскизы, продумывает цветовые и художественные решения, проектирует декорации и подбирает обои для спальни главных героев. Максимально творческая личность, умеющая обязательно рисовать, лепить, строить, выпиливать лобзиком и выжигать на липовой дощечке.
Художник-постановщик рисует эскизы к сценам, чем может удивить и обрадовать режиссёра. А может и разочаровать. Но в таком случае художника-постановщика поменяют.
Почти пятнадцать лет назад по просьбе одного продюсера и режиссёра я прописывал в сценарии несуществующего на Земле зверька. Мне режиссёр рассказал задачи персонажа, его функции в истории и зачем он нам нужен в сюжете. Как должен выглядеть зверёк режиссёр ещё не знал. Только какие-то общие черты.
Я прописал характер в нескольких сценах, показал режиссёру. Тому понравилось, и он передал сценарные записи художнику. Тот на следующий день прислал наброски того самого несуществующего на Земле зверька (фото ниже). Режиссёр переслал мне со словами, что это то, что он себе и представлял, только выразить не мог. Вот так по написанному художник-постановщик нашёл и попал в нужный образ.
К сожалению, проект затормозился из-за недостатка финансирования, а потом на экране вышел фильм с похожим сюжетом. Так тоже бывает.
Вот над чем работает художник-постановщик. Всё, от персонажей до рабочего беспорядка на столе главного героя это он. Построить замок, сконструировать космический корабль, спроектировать офисное здание из будущего или казацкую таможню из прошлого – всё это сделает художник-постановщик. И цвет подберёт, и исторические справки наведёт и специалистов пригласит. А помощников у художника-постановщика много.
Художники-декораторы, которые умеют и за штукатура, и за плотника, и за каменщика поработать. Бутафоры – умеют из сахара бутылку за ночь отлить, чтобы актёру по голове бить без фатальных последствий можно было пару дублей подряд. И сову из старой шубы, половой тряпки и пуговиц как настоящую слепить. И нож изготовить, которым актёра насквозь прошить можно, а на теле ни царапинки. И трон из «Игры престолов» тоже дело рук помощников художника-постановщика.
Это самый удивительный цех из всех на площадке. Художник-постановщик придумывает, рисует и лепит, а его помощники всё это в полный размер изготавливают. И так могут увлечься, что порой забывают о сроках. Финальная покраска декорации за минуту до съёмки – вполне частое и ординарное событие. Но в целом эти ребята делают порой невозможные вещи. Единственный человек на площадке, кто их недолюбливает – буфетчица. Едят как не в себя. Но ведь и понятно почему. Пашут!
И это не фигура речи. На одном проекте режиссёру нужно было перепаханное поле. Нашли такое, утвердили, а когда приехали снимать, то оказалось, что поле подсохло и подёрнулось сорняками. А режиссёру нужно было свежевспаханное поле!
Пока группа готовилась, подключалась, постановщики раздобыли у фермеров пару тракторов, прицепили к ним плуги и вспахали поле заново.
А знаете как появляется мебель на площадке? Её арендуют в магазинах. Художник-постановщик знает дизайнерские бутики, в которых можно купить мебель, а потом вернуть с возвратом денежных средств, если на мебели ни царапинки не появилось. За такую услугу хозяину бутика или дизайнеру немножко приплачивают. Или в титрах указывают, чьи творения использовались в кадре. И со статуэтками, бумажниками, полотенцами так же. И всем этим занимаются реквизиторы – ещё одни помощники художника-постановщика.
Детали в кадре важны! Мало одеть персонажа по характеру, ему ещё и часы нужно надеть под образ и платочек носовой в единой гамме. Поэтому художник-постановщик работает в тесной связке с художником по костюмам и художником по гриму. И всё должно быть в едином стиле и так, как понравится режиссёру.
Если кто на площадке имеет сразу много головной боли, то художник-постановщик может легко поспорить за это звание с продюсерами или вторым режиссёром. Но зато результат!
Платят художнику-постановщику за проект по предварительной договорённости. Ставки начинаются от полутора миллионов рублей на полнометражном фильме. Его помощники работают за зарплату в пределах 150–180 тысяч в месяц.