Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Вот вроде умная, но дура...

Почему так бывает: человек объективно умный, что имеет отражение в уровне образования, аналитических способностях, в умении поддержать беседу, в достижениях на работе. Но по жизни попадает в совершенно дурацкие ситуации и часто остаётся у разбитого корыта?

Тема статьи навеяна общением на форуме, где людей почему-то напрягло, что я не постеснялась назвать себя умным человеком и, описывая своё прошлое, написала фразу "ума была палата, но здорового эгоизма и житейской мудрости не хватало".

Ум - это инструмент, и человек либо хорошо умеет им пользоваться либо нет.

С моей точки зрения, хорошие умственные способности это:

  • способность анализировать информацию, делать выводы
  • способность видеть части и целое одновременно, видеть как изменение части, повлияет на целое
  • решать много задач одновременно, не теряя в качестве
  • удерживать в поле внимания много объектов
  • легко переключать внимание с одной задачи на другую
  • быстро осваивать большие объемы информации, выделять важное среди всего объема
  • уметь излагать информацию доступным для конкретного человека языком
  • умение структурировать информацию, представлять её в виде таблиц, схем и прочее
  • способность строить логические цепочки, видеть причинно-следственные связи.

Можно обладать высокими умственными способностями - быть умной, но не использовать эти способности во благо себе и близким по разным причинам, начиная от неуверенности в себе, заканчивая неумением расставлять приоритеты и отстаивать свои границы.

Осознанность невозможна без высоких аналитических способностей, так как предполагает, что человек видит причинно-следственные связи: какое мое поведение и мысли к каким результатам приводит.

При этом наличие аналитических способностей не гарантирует осознанности, человек может просто не разворачивать взгляд внутрь себя, а продолжать решать задачи во вне, например на работе, и не заниматься самоанализом.

Накопление мудрости невозможно без высоких умственных способностей, так как предполагает умение, проживая опыт, делать выводы и выстраивать новые стратегии поведения, более корректные, снова проживать опыт и снова делать выводы.

При этом наличие умственных способностей не гарантирует накопление мудрости, так как можно быть семи пядей во лбу, а в опыт не идти, сидеть себе книжки читать и в социальное и близкое взаимодействие, которые могут нанести травмы, огорчить, не вступать, потому что страшно или потому что нет потребности, вот хочется человеку прожить жизнь в себе.

Я в свое время увидела, что заголовок этой статьи "вот вроде умная, но дура" - это про меня. И стала учиться жить более осознанно. Развитие осознанности принесло мне плоды, теперь я всегда знаю что и зачем я делаю, отслеживаю из каких побуждений я совершаю те или иные поступки, это мои цели, желания или они навязаны извне, эти цели и желания идут из моих здоровых внутренних конструкций - ценностей, или из нездоровых - травмирующий опыт, ограничивающие убеждения, невротическое желание быть принятой, любимой, оцененной по достоинству и так далее.

Осознанность и самоанализ - это, пожалуй, самый эффективный метод взаимодействия с реальностью, позволяющий быть в своей жизни у руля и ехать туда, куда нужно вам, а не быть извозчиком чужих желаний или просто плыть по течению - куда понесло, там я и окажусь.

Автор: Изюменко Екатерина
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru